Молитвы в рождественский сочельник

Содержание

Рождественский Сочельник: когда и о чем нужно молиться

Когда я была молодой и глупой, готовясь к Сочельнику, только варила сочиво, а в сам вечер ворожила. Но когда стала серьезно посещать церковь, поняла, настолько заблуждалась — ведь даже «безобидная» девичья магия — это тяжкий грех перед Господом! Теперь в рождественский Сочельник (Свят вечер) и я, и мои домашние молятся. Если не могу попасть в церковь (скажем, не на кого оставить ребенка или малыши болеют), молимся дома, а если получается, наряжаемся и идем в Божий храм.

Что дают молитвы именно в этот день?

Посредством общения с Господом и святыми мы получаем радость, внутреннее спокойствие и душевную гармонию. А молитвы в предрождественское время самые сильные (не зря же этот период считается чуть ли не магическим). Они могут подарить надежду в самых тяжелых жизненных ситуациях, снять с души давящий груз, ощутить свободу от всего мирского… Но только — если вы полностью раскроете свою душу (вплоть до самых тайных помыслов), а также будете молиться с искренней верой.

Как можно молиться?

Можно обращаться любыми словами.

Например, это может быть частное обращение. Говорите как есть, обращаясь к Господу обычными словами, почтительно, как к дорогому отцу. Можете поблагодарить за что-то, пожаловаться, попросить помощи или совета. Если чувствуете вину, покайтесь и попросите прощения.

Есть даже неписанные правила домашнего моления:

  1. Собравшись с семьей за столом, поблагодарите Господа за то, что он послал вам трапезу. При этом на стол можно поставить иконы (но это не обязательно).
  2. Обратитесь к Сыну Божьему, Деве Марии, а также святым, которые считаются покровителями вашей семьи.
  3. Теперь прочтите о рождении маленького Иисуса из Евангелия (лучше всего подойдет часть, написанная святым Лукой).
  4. После этого отец семейства может начать трапезу. К нему присоединяются и остальные домашние.

Но есть и общественные молитвы, созданные священниками. Их читают в храмах или дома.

Православные церковные молитвы

В первую очередь на небе слышат молитвы, прочтенные в церкви. Особенно сильными считаются службы, приуроченные к большим церковным праздникам — Сочельник (как и все рождественские дни) тоже относится к таковым.

Служба начинается вечером в Сочельник, идет всю ночь, соединяясь с торжественной утренней литургией.

Утром батюшка с верующими прославляют Сына Божьего песнопениями, читают тропарь Рождества Иисуса Христа, а также стихиры, кондак.

Кстати! Тропарь — это краткое праздничное песнопение, прославляющее праздник или святого, а также объясняющие всю его важность. Стихиры — вид богослужебных песнопений. Чем больше их звучит на службе, тем важнее праздник. Кондак — краткое хвалебное песнопение.

Воцерковленным людям лучше знать тропарь и кондак, посвященные рождению Иисуса Христа, наизусть.

Праздничный тропарь звучит так:

А кондак — так:

Молитвы для достижения определенной цели

Если в доме все хорошо, можно просто благодарить Господа и своих небесных покровителей, каяться или читать кондак. Если же кто-то болеет, семья страдает от нехватки средств, вы одиноки, во время молитвы нужно просить Бога о помощи.

На каждый трудный случай есть особенные молитвы.

Ниспослать здоровье или укрепить дух при тяжком физическом недуге поможет такая молитва к Отцу Небесному:

Просить о замужестве и счастье в отношениях с женихом можно Матерь Божью:

Чтобы честно заработать большие деньги и наконец разбогатеть, обращаются к Иисусу:

А своего ребеночка (детей) научите обращаться к своему ангелу-хранителю вот такими словами:

Важно! Молитвы читаются в ночь с 6 на 7 число, после 12 ночи. Только малыши могут молиться раньше, готовясь ко сну.

А еще ребятне можно прочесть классический рождественский стих Достоевского «Крошку ангела». Или (в первый раз) включите им это видео. Стих очень трогательный, а для деток — поучительный, ибо учит милосердию и любви к ближнему:

10 интересных фактов об этом святом дне

  1. Традиционными рождественскими цветами считаются зеленый и красный. Именно их используют для праздничного украшения дома, а также тематических фотосессий.
  2. В заграничных фильмах часто можно увидеть рождественские венки из хвойных веток на входных дверях. Это действительно христианская традиция, но бытует она у католиков.
  3. А вот традиционный рождественский атрибут православных — свечи. Наши предки часто покупали толстые свечки. Их зажигали в Сочельник и оставляли гореть всю ночь, до вечера Рождества. Огонек такой свечи означал свет Христа.
  4. Звать гостей на этот праздник не принято, но если кто-то забежит на огонек, его обязательно усаживают к столу (даже если это незнакомец или вовсе нищий — считается, что в образе бедняка, испытывая сердца верующих на доброту, по земле в эту ночь ходит сам Господь Бог). Также хорошо в Сочельник обзвонить стареньких родственников, поздравляя с наступающим и расспрашивая, как у них дела и здоровье.
  5. Знаком хорошего тона в этот день считается щедрость. Можно купить сладостей для соседской небогатой семьи, с утра отнести пожертвование в церковь. Это могут быть как сладости, так и игрушки или уютные зимние вещи (шарфик, варежки, свитерок).
  6. Есть традиция, согласно которой в Рождественскую ночь нужно надевать или что-то новое, или хотя бы белое.
  7. Православные на праздничный стол варят кутью (постную кашу из ячменя, риса, гороха или пшеницы, приправленную перетертым маком, подсолнечным маслом, орехами, изюмом, сухофруктами и медом). А на следующий день кутью уже варят по другому, более сытному рецепту — заправляют сливочным маслом, добавляют шоколад…
  8. На праздничный стол подается 13 блюд. Можно подать рыбу (селедку и/или запеченную рыбу), супы (рыбный, грибной, постный) или борщ, пирожки или жареные лепешки, грибы, картошка. Сладкие блюда тоже не запрещены, главное, чтобы они были постными: ягодный кисель, медовые пряники и другая выпечка (часто готовят дрожжевые рулеты с маком), орехи, яблоки (свежие или моченые), сухофрукты, компот. И никакого алкоголя!
  9. Все блюда нужно выставить на стол одновременно. То есть, хозяйка не должна бегать от плиты к столу, сегодня вся семья сидит за столом весь вечер, не разлучаясь. Каждый член семьи должен попробовать по кусочку каждого (!) стоящего на столе блюда. То есть Сочельник — это праздник максимального семейного единения.
  10. Католики праздничное застолье начинают с облатки — постного праздничного хлеба, напоминающего тонкую хрустящую вафлю. Их приносят из костела (храма). Облатки могут покрывать праздничные надписи или картинки. Самая старшая женщина в семье разламывает эту облатку и раздает всем домашним. Съесть ее нужно на голодный желудок. Родные могут обменяться полученными кусочками, попросив друг у дружки прощения за все обиды. Как выглядит облатка, можно увидеть на фото ниже.

Почему Сочельник так важен для христиан?

Этот день — возможность христианину правильно подготовиться к светлому празднику Христова Рождества.

В этот день наши предки тщательно убирались в доме — начищали сковородки, скоблили полы, натирали столовое серебро. Дом могли украсить ветвями хвойных деревьев (у христиан они символизируют вечную жизнь).

Не стоит забывать, что Сочельник — это последний день Рождественского Поста. Поэтому готовить мясные блюда на этот праздник еще рано. И вообще, многие христиане в Сочельник придерживаются особенно строгого поста (конечно, не считая больных людей, беременных, а также маленьких детей — их рацион церковь разрешает составлять согласно рекомендациям медиков).

Важно! За стол можно садиться только с появлением первой звезды — в Сочельник ее называют Вифлеемской. Это — память о той самой звезде, когда-то указавшей путь мудрецам к новорожденному Иисусу. В нашей стране она должна появиться примерно с 17:30. За стол можно сесть немного раньше — помолчать, подумать, помолиться, но вкушать сочиво нужно именно «со звездой».

Подытожим…

  • Молитвы в Сочельник очень сильные, они позволяют не просто пообщаться со своим небесным покровителем, но и получить помощь в трудную минуту.
  • Самым сильным считается моление в храме. Впрочем, молиться можно и дома, как обычными словами (частное обращение), так и читая созданную святыми отцами молитву.
  • Семейные молитвы можно читать, собравшись за вечерней трапезой с обязательным сочивом на столе. Если же вы просите чего-то конкретного, молиться лучше в ночь с 6 на 7, после 12 часов.

С Сочельником связано также множество народных обычаев. О них расскажет это видео:

А вот что поведает об этом светлом празднике матушка Иулия, супруга православного священника, в своем влоге «Дневник попадьи»:


Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Посты

Библейские чтения

Праздники

Календарь
венчаний

Дни особого поминовения усопших 2019

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

На ́ вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Историческое содержание

Ка­нун празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва – 24 де­каб­ря – на­зы­ва­ет­ся На­ве­че­ри­ем празд­ни­ка. Обы­чай со­вер­шать На­ве­че­рие пе­ред празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва, несо­мнен­но, древ­ний. Это вид­но из то­го, что уже в IV ве­ке бы­ло опре­де­ле­но, как празд­но­вать На­ве­че­рие, ес­ли оно слу­чит­ся в день вос­крес­ный (Фе­о­фил Алек­сан­дрий­ский, прав. 1).

Ес­ли На­ве­че­рие слу­чит­ся в сед­мич­ный день, кро­ме суб­бо­ты и вос­кре­се­ния, то в этот день утром со­вер­ша­ют­ся Ве­ли­кие (или Цар­ские) ча­сы и за­тем ве­чер­ня с ли­тур­ги­ей свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.

Как пра­виль­но про­ве­сти Рож­де­ствен­ский со­чель­ник?

Ав­тор: Про­то­и­е­рей Алек­сандр Илья­шен­ко

6 ян­ва­ря – На­ве­че­рие Рож­де­ства Хри­сто­ва, или Рож­де­ствен­ский со­чель­ник, – по­след­ний день Рож­де­ствен­ско­го по­ста, ка­нун Рож­де­ства Хри­сто­ва. В этот день пра­во­слав­ные хри­сти­ане осо­бен­но го­то­вят­ся к на­сту­па­ю­ще­му празд­ни­ку, весь день на­пол­нен осо­бым празд­нич­ным на­стро­е­ни­ем. Утром в Со­чель­ник по окон­ча­нии Ли­тур­гии и сле­ду­ю­щей за ней ве­чер­ней в центр хра­ма вы­но­сит­ся све­ча и свя­щен­ни­ки по­ют пе­ред ней тро­парь Рож­де­ству Хри­сто­ву. Служ­бы и пост Со­чель­ни­ка име­ют ряд осо­бен­но­стей, по­это­му имен­но в эти дни на наш сайт при­хо­дит мно­же­ство во­про­сов о том, как пра­виль­но про­ве­сти Со­чель­ник. От­ве­тить на эти во­про­сы мы по­про­си­ли иерея Алек­сандра Илья­шен­ко.

– Отец Алек­сандр, са­мый ча­сто за­да­ва­е­мый на­ши­ми чи­та­те­ля­ми во­прос – как пра­виль­но по­стить­ся в Со­чель­ник, до ка­ко­го вре­ме­ни нуж­но воз­дер­жи­вать­ся от вку­ше­ния пи­щи? Что зна­чит “пост до пер­вой звез­ды”? Оди­на­ко­ва ли ме­ра воз­дер­жа­ния для ра­бо­та­ю­щих и нера­бо­та­ю­щих в этот день? Сколь­ко длит­ся пост до при­ча­стия?

Со­чель­ник

Са­мо на­зва­ние про­ис­хо­дит, как по­ла­га­ют, от сло­ва «со­чи­во» (то же, что «ко­ли­во» – ва­ре­ные зер­на ри­са или пше­ни­цы). Вку­шать «со­чи­во», или «ко­ли­во», по­ло­же­но в ка­нун празд­ни­ка толь­ко по­сле ли­тур­гии, ко­то­рая со­еди­ня­ет­ся с ве­чер­ней. Та­ким об­ра­зом, часть Со­чель­ни­ка 24 де­каб­ря про­хо­дит в пол­ном неяде­нии.

Тра­ди­ция не вку­шать пи­щи до пер­вой ве­чер­ней звез­ды, свя­за­на с вос­по­ми­на­ни­ем яв­ле­нии звез­ды на Во­сто­ке (Мф.2:2), воз­ве­стив­шей о рож­де­нии Хри­ста, од­на­ко уста­вом эта тра­ди­ция не пред­пи­са­на.

Дей­стви­тель­но, Ти­пи­кон пред­пи­сы­ва­ет пост до кон­ца ве­чер­ни. Од­на­ко служ­ба ве­чер­ни со­еди­ня­ет­ся с Ли­тур­ги­ей, слу­жит­ся утром, по­это­му и по­стим­ся мы до то­го мо­мен­та, ко­гда в центр хра­ма вы­но­сит­ся све­ча и пе­ред све­чой по­ет­ся тро­парь Рож­де­ству Хри­сто­ву.

Оче­вид­но, что на­хо­дя­щи­е­ся в хра­ме лю­ди по­стят­ся, мно­гие в этот день при­ча­ща­ют­ся. Хо­ро­шо, ес­ли и те, кто не мо­гут быть на служ­бе в хра­ме, кто ра­бо­та­ет, по­чтят этот день бо­лее стро­гим по­стом. Мы пом­ним, что, по рус­ской по­сло­ви­це «Сы­тое брю­хо к мо­лит­ве глу­хо». По­это­му и бо­лее стро­гий пост го­то­вит нас к гря­ду­щей ра­до­сти празд­ни­ка.

Те, кто при­ча­ща­ют­ся на ноч­ной Ли­тур­гии, по цер­ков­ной тра­ди­ции, вку­ша­ют пи­щу в по­след­ний раз не ме­нее, чем за шесть ча­сов до вре­ме­ни При­ча­стия, или при­мер­но с 6 ча­сов ве­че­ра. И здесь де­ло не в кон­крет­ном ко­ли­че­стве ча­сов, что 6 или 8 ча­сов нуж­но про­по­стить­ся и ни ми­ну­той мень­ше, а в том, что уста­нав­ли­ва­ет­ся некая гра­ни­ца, ме­ра воз­дер­жа­ния, по­мо­га­ю­щая и нам со­блю­сти нам ме­ру.

– Ба­тюш­ка, мно­го во­про­сов при­хо­дит от лю­дей боль­ных, ко­то­рые не мо­гут со­блю­дать пост, спра­ши­ва­ют, как им по­сту­пить?

Боль­ные лю­ди, ко­неч­но, долж­ны со­блю­дать пост в той ме­ре, в ка­кой это со­гла­су­ет­ся с при­е­мом ле­карств и с пред­пи­са­ни­я­ми вра­чей. Речь идет не о том, чтобы немощ­но­го че­ло­ве­ка уло­жить в боль­ни­цу, а в том, чтобы укре­пить че­ло­ве­ка ду­хов­но. Бо­лезнь – это уже тя­же­лый пост и по­двиг. И здесь че­ло­век уже дол­жен ста­рать­ся опре­де­лить ме­ру по­ста по сво­им си­лам. Лю­бую вещь мож­но до­ве­сти до аб­сур­да. На­при­мер, пред­ставь­те се­бе, что свя­щен­ник, ко­то­рый при­дет при­ча­стить уми­ра­ю­ще­го че­ло­ве­ка, станет спра­ши­вать, ко­гда че­ло­век по­след­ний раз ел?!

– Как пра­ви­ло ве­ру­ю­щие ста­ра­ют­ся встре­тить Рож­де­ство Хри­сто­во на ноч­ной празд­нич­ной ли­тур­гии. Но во мно­гих хра­мах слу­жит­ся еще и все­нощ­ная и Ли­тур­гия в обыч­ное вре­мя – 5 ве­че­ра и утром. В свя­зи с этим ча­сто спра­ши­ва­ют, не грех ли мо­ло­до­му че­ло­ве­ку, не немощ­но­му, без де­тей, пой­ти на служ­бу не но­чью, а утром?

По­се­тить ноч­ную служ­бу или утрен­нюю – это нуж­но смот­реть по си­лам. Встре­тить празд­ник но­чью – ко­неч­но, это осо­бая ра­дость: и ду­хов­ная, и ду­шев­ная. Та­ких служб в го­ду очень ма­ло, в боль­шин­стве при­ход­ских хра­мов ноч­ные ли­тур­гии слу­жат­ся толь­ко на Рож­де­ство и Пас­ху – осо­бо тор­же­ствен­ные служ­бы по тра­ди­ции со­вер­ша­ют­ся но­чью. А вот на­при­мер, на Афоне вос­крес­ные все­нощ­ные бде­ния слу­жат­ся но­чью. И все рав­но та­ких служб не так мно­го, чуть бо­лее 60 за год. Цер­ковь так уста­нав­ли­ва­ет, учи­ты­вая че­ло­ве­че­ские воз­мож­но­сти: чис­ло ноч­ных бде­ний в го­ду огра­ни­че­но.

Тор­же­ствен­ные ноч­ные служ­бы спо­соб­ству­ют бо­лее глу­бо­ко­му мо­лит­вен­но­му пе­ре­жи­ва­ния и вос­при­я­тию Празд­ни­ка.

– За­кон­чи­лась празд­нич­ная Ли­тур­гия, на­чи­на­ет­ся празд­нич­ное за­сто­лье. И здесь два во­про­са нам за­да­ют. Пер­вый – мож­но ли празд­но­вать Рож­де­ство сна­ча­ла в при­хо­де, а не сра­зу устра­и­вать се­мей­ное тор­же­ство?

Ко­неч­но, хо­ро­шо празд­но­вать вме­сте с близ­ки­ми, дру­зья­ми, се­мьей, хо­ро­шо раз­де­лить да­ро­ван­ную нам в празд­ни­ке ра­дость с ближ­ни­ми. Ес­ли при­хо­жане мо­гут объ­еди­нить­ся и, по­мо­лив­шись вме­сте в хра­ме, мо­гут сесть вме­сте за празд­нич­ный стол – это очень хо­ро­шо. Та­кое сов­мест­ное про­ве­де­ние празд­ни­ка объ­еди­ня­ет, да­ет по­де­лить­ся ра­до­стью друг с дру­гом. Со­би­ра­ют­ся и се­мьи, и дру­зья.

– Вто­рой во­прос свя­зан с тем, что на Рож­де­ствен­ской Ли­тур­гии мно­гие при­ча­ща­ют­ся. И лю­ди ис­пы­ты­ва­ют неко­то­рое сму­ще­ние: ты толь­ко что при­ча­стил­ся, в кни­гах свя­тых от­цов на­пи­са­но о том, что для удер­жа­ния бла­го­да­ти нуж­но ста­рать­ся огра­дить се­бя от раз­го­во­ров, тем бо­лее сме­ха, и по­ста­рать­ся про­ве­сти вре­мя по­сле при­ча­стия в мо­лит­ве. А тут празд­нич­ное за­сто­лье, пусть да­же и с бра­тья­ми и сест­ра­ми во Хри­сте…Лю­ди бо­ят­ся по­те­рять мо­лит­вен­ный на­строй..

Те пра­ви­ла, ко­то­рые от­цы – пу­стын­ни­ки пред­ла­га­ли мо­на­ше­ству­ю­щим, нель­зя в пол­ной ме­ре пе­ре­но­сить на мир­скую жизнь, тем бо­лее нель­зя пе­ре­но­сить их на боль­шие празд­ни­ки. Речь идет о по­движ­ни­ках – ас­ке­тах, осо­бен­но бо­га­то на­де­лен­ных бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми Бо­жи­и­ми. Для них внеш­няя часть вто­ро­сте­пен­на. Ко­неч­но, ду­хов­ная жизнь сто­ит на пер­вом ме­сте и для ми­рян, но мы не мо­жем здесь про­ве­сти та­кую же чет­кую грань меж­ду ду­хов­ным и зем­ным.

Апо­стол Па­вел за­по­ве­до­вал нам “Все­гда ра­дуй­тесь. Непре­стан­но мо­ли­тесь. За все бла­го­да­ри­те Гос­по­да” (1Фес.5:16-18). Ес­ли мы встре­ча­ем празд­ник с ра­до­стью, мо­лит­вой и бла­го­дар­но­стью Бо­гу, то мы ис­пол­ня­ем апо­столь­ский за­вет.

Ко­неч­но, этот во­прос нуж­но рас­смат­ри­вать ин­ди­ви­ду­аль­но. Ко­неч­но, ес­ли че­ло­век чув­ству­ет, что за шум­ным тор­же­ством он те­ря­ет бла­го­дат­ный на­строй, то, воз­мож­но, ему сто­ит нена­дол­го сесть за сто­л, а уй­ти рань­ше, со­хра­нив ду­хов­ную ра­дость.

– Отец Алек­сандр, а не сто­ит ли здесь раз­гра­ни­чить нам са­мим в се­бе два со­сто­я­ние – ко­гда мы дей­стви­тель­но бо­им­ся рас­плес­кать по­лу­чен­ное в хра­ме чув­ство, и ко­гда сво­им от­ка­зом от уча­стия в празд­ни­ке мы мо­жем огор­чить ближ­них, и неред­ко от­ка­зы­ва­ем­ся от сов­мест­ной ра­до­сти с немир­ным серд­цем. Род­ствен­ни­ки сми­ри­лись с тем, что их рев­ност­ный член се­мьи на­от­рез от­ка­зал­ся встре­тить с ни­ми но­вый год, ка­за­лось бы, пост за­кон­чил­ся, че­ло­век дол­жен бы «вер­нуть­ся» к се­мье, раз­де­лить вме­сте ра­дость празд­ни­ка, а он опять хло­па­ет дверь и го­во­рит «Ка­кое «по­си­ди с на­ми», у ме­ня празд­ник ве­ли­кий, та­кая бла­го­дать, по­те­ряю с ва­ми весь мо­лит­вен­ный на­строй!!»

Сво­е­му мо­лит­вен­но­му со­сто­я­нию в та­ком слу­чае че­ло­век ед­ва ли по­вре­дит, так как по­доб­ное по­ве­де­ние го­во­рит о том, что че­ло­век в нем не пре­бы­ва­ет. Со­сто­я­ние со­зер­ца­ния, мо­лит­вен­но­сти все­гда свя­за­но с при­ли­вом ду­хов­ной ра­до­сти, бла­го­да­ти, ко­то­рую Гос­подь щед­ро из­ли­ва­ет на сво­их ра­бов. А та­кое от­но­ше­ние к ближ­ним боль­ше по­хо­же на хан­же­ство и фа­ри­сей­ство.

– Обя­за­тель­но ли по­се­ще­ние ве­чер­ней служ­бы в сам день празд­ни­ка – ве­чер празд­ни­ка Рож­де­ства?

– Это каж­дый дол­жен ре­шить для се­бя сам. По­сле ноч­ной служ­бы нуж­но вос­ста­но­вить си­лы. Не все, из-за воз­рас­та, здо­ро­вья и ду­хов­но­го уров­ня спо­соб­ны пой­ти в храм и при­нять уча­стие в служ­бе. Но нуж­но пом­нить, что Гос­подь воз­на­граж­да­ет за каж­дое уси­лие, ко­то­рое ра­ди него че­ло­век де­ла­ет.

Ве­чер­няя служ­ба в ве­ли­кие празд­ни­ки этот день недлин­ная, осо­бен­но оду­хо­тво­рен­ная, тор­же­ствен­ная и ра­дост­ная, на ней воз­гла­ша­ет­ся Ве­ли­кий Про­ки­мен, по­это­му, ко­неч­но, хо­ро­шо, ес­ли по­лу­чит­ся ее по­се­тить.

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник — это день тишины и ожидания, поста и молитвы. День гласа великих пророков, возвещающих непостижимое и невероятное событие, которое уже так близко.

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24:17)…

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14)…

Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас! (Стихира Великой Вечерни)

«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9)

6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей.

Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо», – поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приёмом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам.

Те правила, которые святые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа”. Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

*** Самое важное блюдо в Рождественский сочельник — это сочиво, или как его принято называть в Украине «кутья». Готовится кутья и пшеницы или риса. Сладость данному блюду придают зерна мака, грецкие орехи с сахаром или медом. А чтобы добавить в блюдо дополнительной сладости и пикантности добавляют промытый и распаренный изюм.

ПРЕДПРАЗДНСТВА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Тропарь, глас 4

Н аписовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, / в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но якоже красная палата / вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Кондак, глас 3

Д ева днесь Превечное Слово / в вертепе грядет родити неизреченно: / ликуй, вселенная, услышавши, / прослави со Ангелы и пастырьми / хотящаго явитися / Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Молитвы в Рождественский пост, Рождество Христово и Сочельник

Молитвы в Рождественский пост, Рождество Христово и Сочельник

Молитва на благословение скоромного в Рождество Христово

(Читается на первой праздничной трапезе вместо обычной молитвы.)

Господи Иисусе Христе, Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной. Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющаго все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы всякое довольство имуще изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

Похожие главы из других книг

Рождественский пост

Рождественский пост В настоящий период получил на Востоке всеобщее признание Рождественский пост, появившийся и распространившийся, как мы видели, на Западе ранее, в VI в. (см. выше, стр. 327). В Сочинении, «О трех Четыредесятницах», приписываемом Анастасию Синаиту, патр.

6 Января – Рождественский Сочельник

6 Января – Рождественский Сочельник Рождественский сочельник – день накануне праздника Рождества Христова и заключительный день Рождественского поста. Канун Рождества Христова проводится в строгом посте и называется сочельником, так как употребляется в пищу сочиво

Как был установлен Рождественский пост

Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях

Как питаться в Рождественский пост

Как питаться в Рождественский пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. – Ред.], не как

Как питаться в Рождественский сочельник

Как питаться в Рождественский сочельник Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех

Рождественский пост

Рождественский пост Во время Рождественского поста его строгость изменяется в зависимости от даты.С 28 ноября по 19 декабряПонедельникПервый завтрак: гренки голландские (без масла) — 1 шт; кофе с сахаром — 200 мл.Второй завтрак: каша рисовая на воде — 150 г; сок вишневый —

Пост в Крещенский сочельник

Пост в Крещенский сочельник В этот день принято поститься до первой звезды. В связи с этим первый и второй завтраки, обед и полдник отменяются. Однако для тех, кто работает, учится, болен или по другим причинам не может поститься целый день, приводится примерное меню на

Рождественский пост

Рождественский пост 28 ноября – 6 январяРождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и

Пост в Крещенский сочельник

Пост в Крещенский сочельник Крещенский сочельник — 18 января, это день перед Крещением Господнем. Также этот день имеет название «Канун Крещения Господня» или «Навечерие праздника Богоявления Господня». В этот день все православные готовят себя к освящению водой и

Рождественский пост

Рождественский пост Возникновение Рождественского поста уходит корнями в древние времена христианства. Еще в IV веке исторические источники указывают на существование этого поста. Вначале он длился неделю, но в 1166 году по решению Вселенского патриарха Луки Хрисоверга

Питание в Рождественский пост

Питание в Рождественский пост В большинстве дней Рождественский пост похож на Петров пост (говение на мясо, рыбу и молочные продукты), но все же есть некоторые особенности.28 ноября — 19 декабря• Среды и пятницы — сухоядение;• Понедельники — горячая растительная пища

Рождественский пост

Рождественский пост Рождественский пост начинается 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, предваряя собой праздник Рождества Христова. Этот пост называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову предшествует

Рождественский пост

Рождественский пост Он начинается с 28 ноября и длится по 6 января (с 15 ноября по 24 декабря). Если первый день поста выпадает на воскресенье, пост смягчается, но не отменяется.Рождественский пост предваряет праздник Рождества Христова 7 января (25 декабря), в который

Рождественский пост

Рождественский пост Во время Рождественского поста его строгость изменяется в зависимости от даты.С 28 ноября по 19 декабряПонедельникПервый завтрак:гренки голландские (без масла) – 1шт;кофе с сахаром – 200 мл.Второй завтрак:каша рисовая на воде – 150 г;сок вишневый –

Пост в Крещенский сочельник

Пост в Крещенский сочельник В этот день принято поститься до первой звезды. В связи с этим первый и второй завтраки, обед и полдник отменяются. Однако для тех, кто работает, учится, болен или по другим причинам не может поститься целый день, приводится примерное меню на

Рождественский пост

Рождественский пост Рождественский пост длится 40 дней и, как Великий пост, называется Святой Четыредесятницей. Он начинается после дня святого апостола Филиппа (14 (27) ноября), поэтому имеет название «Филиппов пост».Рождественский пост по строгости приближается к

Молитва на Рождество Христово на богатство, здоровье и замужество

Рождественская ночь считается волшебным временем, когда «открываются небеса». Считается, что в этот период можно простить о самом сокровенном. Если ваши помыслы чисты, и намерение не несет негативного посыла, то желание обязательно исполнится.

Как молиться на Рождество

В ночь перед Рождеством каждый может попросить о материальных и нематериальных благах. Читать молитвы желательно в храме, но допускается совершать таинство и дома. Очень хорошо, если у вас окажется икона «Рождество Христово». Считается, что молитвы, произнесенные перед ней в Сочельник, будут быстрее услышаны. При чтении текстов соблюдайте следующие условия:

  • перед молитвой нужно попросить о прощении грехов и укреплении веры,
  • молитва должна идти из глубины сердца, даже если вы просто читаете ее с листа,
  • по окончании молитвы искренне поблагодарите Бога за возможность быть услышанным,
  • обязательное условие – молящийся должен быть абсолютно трезв.

Чудотворные молитвы, приуроченные к великому православному празднику, обладают большой силой. Но нелишним будет прочитать перед ними «Отче Наш».

Молитвы на Рождество Христово

Как уже было сказано, просить можно о чем угодно, если желание не несет в себе плохого подтекста. В Рождественскую ночь нуждающиеся молят об улучшении материального состояния, избавлении от долгов и нищеты. Чтобы забыть о бедности, зажгите церковную свечу дома или в церкви и прочитайте текст, который приведен ниже. Хорошо, если 6 или 7 января вы сможете совершить пожертвование или любой благотворительный акт.

Молитва на привлечение богатства

«Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивый спасения нашего ради на земли во плоти явитися и от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии неизреченно родитися! Благодарим Тя, яко сподобил еси нас, подвигом поста предочистившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с пастырями славословити, с волхвами поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к немощем нашим, утешаеши нас ныне не точию изобильною пищею духовною, но и трапезою праздничной. Темже молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя снеди, верным людем Твоим уготованныя, наипаче сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут оне вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое довольство имуще, изобиловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь».

Помимо денег можно просить о благополучии и процветании. Заручиться поддержкой Высших Сил поможет специальный текст, произнесенный в канун Рождества Христова. Получить такое покровительство – дорогого стоит. Но нельзя пользоваться своей удачей в корыстных целях. Не надейтесь, что чудотворная молитва поможет вам выиграть в лотерею или победить в розыгрыше. Но верьте, что вас ждет успех во всех начинаниях и невероятно сильная защита от недоброжелателей.

Молитва на счастье и благополучие

«Господи, спаситель наш. Услышь раба своего (имя). Молю Тебя, Отец небесный, даруй мне веру искреннюю и освети путь мой тернистый. Научи следовать за Тобой и исполнять волю Твою. Дай обрести покой душевный и не терзаться муками совести. За себя прошу и за весь род людской: благость Твоя да снизойдет на нас. Счастье земное и покой душевный будут в нашей жизни. Твоими молитвами да наполнятся души наши. Аминь»

Принято считать, что в Рождественскую ночь нужно гадать на суженого. Но немногие знают, что можно попросить Высшие силы об удаче в любви и избавления от одиночества. Молитву о счастливом замужестве могут читать незамужние девушки и женщины, которые находятся в разводе. В этом случае обращаются к Пресвятой Богородице. Те, кому не везет в отношениях с противоположным полом, вскоре обретут личное счастье. Самое главное – произносить молитву искренне. Но ни в коем случае не просите любви конкретного человека. За навязывание своей воли обязательно придет расплата.

Молитва на счастливое замужество

«Пресвятая Богородица, Царица Небесная. Только Ты сможешь понять и услышать меня. Взываю к Тебе и молю о защите меня, раба грешного (имя). Сердце мое для любви открыто, да не идет она ко мне. Пусто в душе моей и горестно. Даруй мне любовь искреннюю и праведную. Покажи избранного моего, свыше данного. Пусть наши судьбы в одну переплетутся и при поддержке твоей жизнь наша будет праведной. Аминь»

Накануне одного из главных православных праздников можно молиться о здоровье своем и своих близких, просить об исцелении тяжелой болезни и облегчении страданий. В канун Рождества поставьте свечу у иконы и прочтите молитву, мысленно представляя того, о ком вы просите. Если вы молитесь о своем здоровье, в этом условии нет необходимости.

Рождественская молитва о здоровье

«Владыко, Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженные, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя рек) немоществующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное.

Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя рек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Рождественский сочельник

“И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!”
“Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда, как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места! Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!”
Валентин Берестов

Из столетия в столетие люди старались создать себе картину о том, каков их Бог. Из столетия в столетие вырастали порой грандиозные, глубоко волнующие душу образы Бога, каким мыслил Его человек. В этих образах воплощалось всё самое высокое, самое заветное и дивное, о чем мечтает человеческая душа. И этого Бога великого, всемогущего, торжествующего Бога, человек мог и помыслить и придумать. Но того Бога, Который явился нам в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог бы; этот Бог – не мечта, а трагическая реальность; Бога обнищавшего, Бога гонимого, Бога, опозоренного перед лицом всех людей; Бога, от Которого некоторым стыдно, потому что в Нем, по слову пророка Исаии, нет, будто, “красоты и величия”, такого Бога человек не придумал бы себе; такой Бог мог только явиться, только Себя открыть людям. И этого Бога мы сейчас встречаем в этой таинственной, трепетной, прозрачной зимней ночи. Бог непостижимый в Своем величии, Бог, сияние Которого слепит очи, рождается среди людей от Девы, от юной хрупкой отроковицы, которая так сумела поверить, так уйти, так углубиться в тайну неба, что Слово Божие стало реальностью земли… Бог рождается, становится человеком для того, чтобы во всем быть нам подобным, чтобы понести на Себе всю тяжесть человеческой жизни, все последствия человеческого отступления от Бога, все следствия человеческой нелюбви, взаимной отчужденности и ненависти . Всё горе земное ложится на Его плечи; и именно ради того, чтобы всё это понести, Он становится одним из нас. Его рождение в Вифлеемской пещере – начало Его крестного пути; бессмертный – входит в область смерти и отдаётся во власть смерти; Он, Который стал человеком, потому что так возлюбил созданный Им мир, что Собой пожертвовал, чтоб этот мир вернулся к радости своей; Он, Который есть любовь, ставшая плотью, будет встречен сначала холодной безразличностью, затем нарастающим отчуждением, ненавистью; будет отвержен, изгнан, убит…

Вот, какой Бог нам открывается, и такого Бога, поистине, человек придумать не мог, ибо такого Бога он себе и не мог пожелать, потому что Господь не только Сам Себя таким являет, но Он требует от каждого из нас, чтоб мы именно такими, как Он, стали через любовь. (Митрополит Антоний Сурожский)

И вот поэтому 6 января — в Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, – мы особенно готовим себя к этой встрече со Христом. Конечно же, положа руку на сердце, признаемся себе, что не совсем хорошо провели мы этот пост, и вовсе не подготовили свое сердце к этой встрече. Но у нас есть еще этот день – день уже полный загадочного явления Спасителя. День, когда мы можем отказаться от веселья, прийти в храм – упасть на колени к святому вертепу со своей тихой молитвой. Это день, когда должно умолкнуть все вокруг в ожидании прихода Младенца Христа.

Значению дня, как наивысшей ступени в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста. И этот день особо выделяется из всех дней подготовки к празднику. Из других двунадесятых праздников навечерие (сочельник) имеет только праздник Крещения Господня, по своему богослужебному строю во всем подобный Рождеству Христову. В этот последний день Рождественского поста и предпразднества, в канун праздника, 6 января, в богослужение включается ряд праздничных песнопений и чтений.

Само название (Сочельник) происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Как приготовить сочиво и коливо читайте здесь.

Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. И эта традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Ужин в сочельник – особое событие Рождества. За стол садились с первой звездой, о появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.

Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем постные блюда (не разрешаеся вкущать рыбу). В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена.

Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство принималось за трапезу. Основными блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, сливы, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Эти блюда имели символическое значение: кутья – неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребенка. Этими двумя блюдами наши предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя.

Трапеза должна быть безалкогольной. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей, независимо от их вероисповедания. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.

А еще в Рождественскую ночь на подоконник ставили большую свечу. Огонек в окошке свидетельствует о том, что в этом доме ждут Рождения Младенца Христа и Его Пречистую Матерь.

С наступающим Рождеством Христовым
брат и сестра моя!

Слово в Рождественский сочельник

Христос-Спаситель рождается младенцем в моём сердце вместе со мной и возрастает, идёт, ведёт по пути ко спасению к Голгофе, к страданию, к Кресту. Я подхожу и целую Крест и в этот момент чувствую, что я здесь, и Христос здесь, и мы вместе, это одно.

Сегодня сочельник в Православной Церкви. Завтра Рождество. Тот, кто меня слушает, может быть, услышит это уже после того как сочельник пройдёт, и Рождество пройдёт. Но ничего, пусть вернётся назад, к этому моменту, который всегда в себе можно воскресить в своей памяти, в своём сердце и в своём переживании. Итак, вернёмся в момент дня сочельника, дня Рождества Христова.

Рождество Христово – это начало нашего спасения. Благовещение – даже больше чем начало, оно называется главизной нашего спасения по-славянски, то есть, оно как бывозглавляет наше спасение, потому что с этого момента начинается новая вечность для нас. И вот так означает, что всё меняется, рождается Христос на этой земле, и мы рождаемся с ним вместе в новую жизнь. Христос-младенец оказывается в вертепе, в яслях в рождественскую ночь, но одновременно с этим мы можем сказать, что происходит удивительная тайна, таинственное рождение Христа-Спасителя младенцем в нашем сердце. И наше сердце превращается в ясли, наше сердце превращается в пещеру, в вертеп. И наше сердце таинственным образом оказывается в соединении, в сочетании, во внутреннем слиянии с богомладенцем, который рождается в нашем сердце и в нашей душе.

Это не просто символ, не просто сравнение, не просто аллегория – это глубже, это таинственное сочетание на деле. Мы действительно можем ощутить в себе величайшую тайну рождения в себе самих младенца Христа-Спасителя.

Неслучайно получилось так, что Он становится, как все мы, как каждый из нас, младенцем, потому что именно младенец, который развивается, постепенно растёт и превращается во взрослого человека и становится тем, кто Он есть по самому своему заданию – в данном случае Тем, кто пришёл спасти этот мир от ужасов страсти и смерти. И постепенно он становится на путь Того, кто понесёт крест и уже несёт крест на Голгофу, и там распинается, и там страдает, и там умирает за нас, за меня, за каждого из нас.

Я в своём сердце это переживаю, я это чувствую, я это, могу сказать, испытываю в себе самом, потому что это настолько глубоко в жизни человеческой, что нужно только как бы кнопочку нажать – и уже это как бы появляется, совершенно как в телевизоре или в записи, которую я делаю сейчас, потому что это глубочайшая тайна, но она тайна именно потому, что она есть реальность, реальность того, что начинается новая жизнь в человеке, во Христе Иисусе. Христос-Спаситель рождается младенцем в моём сердце вместе со мной и возрастает, идёт, ведёт по пути ко спасению к Голгофе, к страданию, к Кресту. Я подхожу и целую Крест и в этот момент чувствую, что я здесь, и Христос здесь, и мы вместе, это одно. И в этом рождении я чувствую уже воскресение и новую жизнь, и победу, и радость, и счастье, и что самое удивительное – это сочетание всего во единстве по образу и подобию Божественной Троицы. Наступает вечная, святая, священная, богоначертанная, троическая жизнь.

По аудиопроповеди Епископа Василия (Родзянко),
опубликованной на сайте “Предание.ру”

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ НАВЕЧЕРИЯ
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

На службе в сочельник читается множество отрывков из Евангелия, в которых повествуется о Рождестве Христовом. Читаются пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: “В начале сотворил Бог небо и землю…”. Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник.

В навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа. Рождественские часы, в отличие от обычных, не присоединяются к другим службам, но представляют собой богослужебное последование, объединяющее 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.. Служится это последование при открытых царских вратах на середине храма, где на аналое полагается Евангелие, пред началом часов износимое священником из алтаря. Уже в этих внешних особенностях совершения часов заключается глубокий смысл, обращающий души и сердца молящихся к духовному содержанию праздника. Открытые царские врата знаменуют открывшееся нам в Рождестве Христовом небо, изнесение Евангелия на средину храма – сошествие Христа Спасителя на землю. Наконец, каждение фимиамом пред Евангелием напоминает о ливане и смирне, принесенных Христу волхвами.

На рождественской вечерне не поется тропарь празднику. Но после отпуста утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней священнослужители выходят на середину храма и пред возжженной свечой славят родившегося Богомладенца – поют тропарь и кондак празднику: “Рождество Твое, Христе Боже наш” и “Дева днесь”.

Казалось бы, с этого момента и наступает праздник Рождества Христова. Однако на самом деле это не так. После славления по Уставу положена трапеза, носящая постный характер, на ней не разрешается даже вкушение рыбы. Это то самое сочиво. Его легко можно приготовить самостоятельно, либо дома вкусить простой постной еды (без рыбы).

Тропарь и кондак должны имеют заставить нас внутренне встрепенуться. Праздник еще не наступил, но вот-вот наступит. Этот трепет удивленной души уносит с собой христианин из храма в свою домашнюю церковь.

После возгласа священника слышится чтение покаянных псалмов великого повечерия еще раз свидетельствуя о том, что цель, к которой ведет нас Святая Церковь, состоит в том, чтобы мы встретили Христа, приняли Его в свое сердце и поклонились Ему. Только с пробуждением в наших душах покаянной веры можем мы надеяться, что вместе с волхвами и пастырями благовременно достигнем Божественного явления Христа, Сына Божия.

Заканчивается эта часть великим славословием, начинающимся словами ангельской песни “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”. Таким образом, душа, пройдя чрез переживания ветхозаветных праведников, находит в своем сердце слова ангельского славословия, которые непосредственно приводят ее к прославлению Родившегося Христа. И как бы в ответ на это раскрываются царские двери и в предшествии свещеносцев священнослужители выходят в притвор храма при пении торжественной и ликующей стихиры: “Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и пророцы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы”.

Предварение праздника до его наступления имеет место во время великого повечерия: трижды отверзаются царские врата; трижды чтение ветхозаветных псалмов прерывается торжественным праздничным пением. Сначала поются стихи “С нами Бог”, а затем, после чтения первого и второго Трисвятого, – тропарь и кондак празднику. Эти песнопения являются предварением праздничной радости.

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник — это день тишины и ожидания, поста и молитвы. День гласа великих пророков, возвещающих непостижимое и невероятное событие, которое уже так близко.

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24:17)…

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14)…

Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас! (Стихира Великой Вечерни)

«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9)

6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей.

Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо», – поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приёмом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам.

Те правила, которые святые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа”. Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

*** Самое важное блюдо в Рождественский сочельник — это сочиво, или как его принято называть в Украине «кутья». Готовится кутья и пшеницы или риса. Сладость данному блюду придают зерна мака, грецкие орехи с сахаром или медом. А чтобы добавить в блюдо дополнительной сладости и пикантности добавляют промытый и распаренный изюм.

ПРЕДПРАЗДНСТВА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Тропарь, глас 4

Н аписовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, / в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но якоже красная палата / вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Кондак, глас 3

Д ева днесь Превечное Слово / в вертепе грядет родити неизреченно: / ликуй, вселенная, услышавши, / прослави со Ангелы и пастырьми / хотящаго явитися / Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Источники:
http://azbyka.ru/days/prazdnik-navecherie-rozhdestva-hristova-rozhdestvenskij-sochelnik
http://www.torirem.ru/rozhdestvenskij-sochelnik.html
http://religion.wikireading.ru/213340
http://strana-sovetov.com/miscellaneous/holidays/16578-molitva-na-rozhdestvo-hristovo-na-bogatstvo-zdorovie-zamuzhestvo.html
http://moyhram.org/articles/38/2010/
http://www.torirem.ru/rozhdestvenskij-sochelnik.html
http://molitva-info.ru/molitvoslov/silnaya-molitva-na-torgovlyu.html

Ссылка на основную публикацию