Закрыть рекламу ×
Закрыть рекламу ×

Самадхи – методика кардинального изменения реальности

Содержание

Один урок из курса “Мгновенное изменение реальности”

Предлагаю тебе задание.

Посмотри на картинку. На ней вращается балерина. Понаблюдай, в какую сторону она вращается.

Как правило, в самом начале наблюдения, человек видит, что девушка вращается в какую-то одну сторону – в правую или левую.

Да, именно так! Два человека одновременно смотрят на одну и ту же картинку и один видит, что она вращается вправо, а другой -влево. Зависит от активности полушарий.

Сейчас продолжи наблюдение, при этом расфокусируй взгляд с девушки. Направь взгляд на низ картинки, тень от ноги, верх картинки или просто спонтанно “блуждай” взглядом. Через какой-то момент времени, ты обнаружишь, что девушка уже крутится в другую сторону. Продолжи наблюдение, чтобы лучше удостовериться в этом. Девушка сама изменяет направление вращения. И ты наблюдаешь за этим.

А сейчас самое интересное. Ты можешь сам управлять изменением направления девушки и сам выбрать интервал для изменения направления (через один оборот, через пять или половину оборота и т.п.)

Сфокусируй внимание на опорной ноге девушки и мысленно поворачивай ее за носок в нужную сторону. Вначале придется приложить некоторое усилие (фокусировка на ноге плюс сила мысли), но потом все пойдет легко.

Чтобы облегчить задачу, мысленно представляй, что девушка уже повернулась в нужную сторону.

А сейчас давай сделаем некоторые выводы.

Одна и та же картинка, одна и та же девушка. И разное восприятие одной и той же ситуации, которое зависит от мозга.

Один воспринимает, что девушка вращается вправо.

Другой воспринимает, что девушка вращается влево.

Третий видит, что девушка вращается то вправо, то влево.

Четвертый видит, что он сам управляет вращением девушки.

Каково восприятие, такова и реальность. И у каждого из четверых она своя.

Действует квантовый закон о том, что наблюдаемое неразрывно связано с наблюдателем.

Любая ситуация нейтральна по своей сути. Мозг сам наделяет ее смыслом, интерпретирует ее в соответствие с имеющейся в нем информацией.

Если ты хочешь управлять своей реальностью, ты должен уметь управлять восприятием.

Управление восприятием подразумевает наблюдение за восприятием той или иной ситуации (какой ты ее видишь, какие возникают мысли-интерпретации -оценки), осознание (понимание того, что вот именно так мозг воспринимает и интерпретирует ту или иную ситуацию), создание новой интерпретации, основываясь на действительных фактах и в соответствии со своими намерениями (вижу то, что хочу увидеть).

Я наблюдаю, что “девушка на картинке крутится в правую сторону” и осознаю, что именно такую реальность воспринимает мой мозг. Я создаю новую интерпретацию -“девушка на картинке может вращаться в любую сторону по моему желанию”. И реальность изменяется.

“Человек в метро подозрительно смотрит на меня”. Я наблюдаю и осознаю, что именно такую реальность воспринимает мой мозг. Я смотрю заново (свежим, чистым взглядом) на этого человека и вижу, что он смотрит “не подозрительно”, а “внимательно, с интересом”. Можно расслабиться.) Реальность изменяется, и я управляю ей.

Еще один пример.

“Утром я начала кашлять”. Следовательно, “наверное я простыла, заболею”. Я наблюдаю и осознаю, что именно такую реальность воспринимает мозг. Я смотрю внимательно на факты свежим взглядом и понимаю, что “утром я несколько раз (3-4) кашлянула”, следовательно ” ну бывает, может, пылинка попала в горло” и забыла про кашель, отпустила его из внимания. Реальность изменяется.

И последний пример.

“Продать вторичную недвижимость во время кризиса очень проблематично”. Я наблюдаю и осознаю, что именно такую реальность воспринимает мозг. В соответствии со своими намерениями я создаю новую интерпретацию –“Продать вторичную недвижимость во время кризиса можно быстро, легко и выгодно”. Реальность изменилась. На этой неделе мы быстро, легко и выгодно продали вторичную недвижимость.) Сейчас будем быстро, легко и выгодно покупать новую.

Как корабль назовешь, так он и поплывет.

Ты сам выбираешь, быть рулевым своей реальности или плыть по течению.

Самадхи — что это такое, как его достичь

Самадхи – это слово звучит таинственно и загадочно. Что же оно обозначает? Мне захотелось найти ответ на этот вопрос, так как я интересуюсь всем непознанным. Предлагаю вам ознакомиться с найденной мною информацией в следующем материале.

Чем является Самадхи

Самадхи – это самый высший смысл жизни людей, глубоко практикующих искусство йоги. В данном состоянии индивид утрачивает ощущение своей личности, происходит устранение граней внешнего и внутреннего миров.

Переведя его с санскрита, мы получаем слова: «собранность, совершенство». Именно такого состояния и стремятся достичь йоги и йогини. Принято считать, что практика Самадхи способна исцелить и физическое, и духовное тело человека, а также позволяет в полной мере проявиться его интеллектуальным и психическим способностям.

Интересная информация. Йогу применяют, как обязательную дисциплину физического и духовного развития людей, связанных с экстремальными видами деятельности: водолазов, пожарных, разведчиков и даже космонавтов.

Самадхи выступает восьмой, завершительной ступенью в восьмеричном пути, цель которого – достичь нирваны. Просветление рассматривается, как неиссякаемый источник ясности и чистоты, который известен как состояние «Сат-Чит-Ананда». Но не путайте его с потерей сознания, экстазом либо трансом, так как это разные понятия.

Самое верное объяснение находить Самадхи в качестве достижения определённой грани, за которой человеческое сознание перестаёт существовать. Оно способствует выведению сознания на более высокую ступень развития, на которой больше не требуется ментальная деятельность. Вместе с тем отпадает и необходимость в физической основе.

Кому доступно?

Достичь просветления реально для каждого человека. Здесь не играет роли его возраст, социальный статус или опыт занятий йогой. Необходимо иметь сильное желание и силу воли и уметь завершать начатое.

Самадхи – это не материальная ценность, её невозможно купить или заслужить, к ней можно только прийти собственными усилиями. Данное состояние отличается внезапностью, чтобы его достичь, важно устранить любые ограничения, которые мешают этому.

Важный момент. Просветление никак не относится к сектантству и не может называться «секретной техникой». Если вы встретите в интернете рекламу людей, которые обещают помочь достичь Самадхи, то знайте, что они хотят просто нажиться на вас.

Достичь данной стадии реально, но для этого нужно стремиться совершенствовать свой дух. При этом придётся расширить рамки традиционного понимания искусства йоги, как просто системы физических упражнений.

Методы достижения

Как правило, люди полагают, что йога – это или разновидность физкультуры, или вовсе находят её бессмысленной деятельностью. Многие не владеют истинной информацией касательно духовных основ этого учения.

В действительности же, открыв возможности своего тела, реально изучить и свой скрытый энергетический потенциал. Сделать это сильно помогают медитативные практики. Какими конкретно методиками достижения следует воспользоваться – человек должен решить для себя самостоятельно. Дальше я предлагаю вам ознакомиться с ними детальнее.

Медленные способы

Всего известно две медленных методики, позволяющих достичь Самадхи. Они активно используются так называемыми «ортодоксальными» йогами, которые верят, что именно они истинно следуют древним традициям.

  • Первый метод – это практика хатха-йоги, то есть работа над своим телом. Подразумевает принятие различных позиций (асан), которые обеспечивают раскрытие определённых энергетических каналов и центров в теле. В результате длительной и качественной практики хатха-йоги удаётся полностью пробудить и очистить их.

А приблизительно через 1 год систематического выполнения хатха-йоги уже реально начать пробуждать энергию Кундалини. Она присутствует в каждом из нас, выступает самой мощной из всех видов энергий, но часто находится в дремлющем состоянии.

Правда, именно Кундалини выводит из состояния просветления, что относится к недостатку указанного способа. В связи с повышением, а затем снижением энергии Кундалини, человек терзается душевно, что утратил столь вожделенное состояние просветления.

  • Вторая медленная методика известна, как раджа-йога (работа с концентрацией внимания). Состоит из многолетних медитативных практик, в процессе которых человек учится концентрироваться на одном направлении. В таком состоянии он способен на время отстраниться от своего тела и попасть в Самадхи.

Интересный момент. Чтобы достичь высшей стадии медитации, кроме хатха и раджа-йоги пользуются также такими разновидностями практики: йогой-Айенгарой, йогой-танцем «Мандала», бхакти-йогой, прана-йогой, флай-йогой, акройогой, Атма Крия Йогой, Крийя-йогой.

Быстрые способы

Не во всех случаях удаётся достичь нужного результата медленными методиками. Наша современная жизнь бежит с ужасающей скоростью, многие люди просто не имеют физической возможности длительно концентрироваться на чём-то либо проводить годы в медитации. На помощь им приходят быстрые методики достижения цели.

Благодаря им удаётся достичь Самадхи, если вы умеете быстро отстраняться от окружающей реальности. Какими же бывают данные способы?

  • Забудьте про то, о чём вы думали только что и сконцентрируйтесь на паузе, прежде чем начать думать о чём-то следующем.
  • Проведите невидимую линию между своими прошлыми обдумываниями и будущими.
  • Старайтесь концентрироваться на том промежутке, который следует после и перед мыслями.
  • Когда обучились данной технике, начинайте применять её сразу после утреннего пробуждения либо перед вечерним отходом ко сну.
  • Медитируйте на пустоту.
  • Монотонно выполняйте определённые действия либо бездействуйте.
  • Откажитесь от мыслей про себя и про окружающий мир.

Зная методики достижения просветления, вы должны проанализировать, какие подойдут вам больше, а затем серьёзно заняться ими.

Стадии Самадхи

Сразу нужно отметить, что не существует однозначного описания состояния Самадхи. Просветление выступает высшим духовным достижением, каждый постигает его через призму собственной индивидуальности, поэтому оно различается для всех людей. Соответственно, классифицировать просветление можно только условно. Это мы и попробуем сделать дальше.

Савитарка

Данная стадия касается объективного восприятия, на ней сохраняются мысли про определённые объекты или предметы. Наличие таких размышлений свидетельствует о самой низкой стадии просветления.

Человек сохраняет способность без труда ассоциировать и ощущать предметы такими, какими они есть в действительности. Но Савитарка представляет собой первые шаги в сторону большой цели.

Нивитарка

Здесь практикующий сохраняет чёткую объективную привязку к чувствам либо предметам, но для него уже неважны понятия о них, их названия. То есть объект воспринимается просто как объект, без каких-либо ассоциаций с ним. У человека отсутствуют размышления или воспоминания, связанные с ним.

Савикара-праджня

Объект уже не воспринимается неким единым целым. И если на предшествующих стадиях целостность не ставилась под сомнение, то сейчас на главном плане оказывается понимание существования объекта в принципе.

В савикара-праджня имеется в виду, что все объекты образуются отдельными частицами. Данное понятие известно как танматра: материальная сторона вещей, отвечающая их ощущениям (вкусу, видимости, осязанию, запаху, слуху).

Нирвикаре

Следующая стадия заключается в ощущении существования объекта вне пространства и времени, самого по себе. На ней не просто утрачивается целостность объекта, но он уже перестаёт быть чем-то материальным.

Асампраджнята Самадхи (Нирвикальпа-самадхи)

Данная стадия является высшим состоянием просветления. На ней проявляется сверхсознание. На предыдущих стадиях человек просто погружался в блаженство, но не утрачивал привязки между субъективным и объективным. Можно назвать их подготовительными этапами Самадхи.

А на стадии Нирвикальпа наблюдается полное прекращение любых мыслительных процессов, исчезновение причинных и пространственных рамок. Считают, что достигнув этой стадии, практикующий соединяется с Космическим Сознанием.

Зачем нужно достигать Самадхи?

Полагают, что человек, достигнувший просветления, обеспечивает себе не просто духовное развитие, но также способен совершать научные открытия, создавать гениальные произведения творчества, рассказывать события будущего и делать многое другое.

Приверженцы подобной позиции уверены, что невозможно создать что-то поистине гениальное, не пережив состояние Самадхи, пусть даже и на коротенький миг времени.

Если руководствоваться подобной логикой, то научившись входить в такое удивительное состояние, каждый человек может стать гением. Не говоря уже про то, что исцелит своё тело от любых патологий. Ведь йога говорит о том, что заболевания (что физические, что душевные) возникают из-за неправильных подсознательных установок. Просветление позволяет очиститься от них подобно тому, как поток воды смывает грязь.

Самадхи – это поистине уникальное состояние, которого трудно достичь, но которое открывает перед человеком совершенно новый мир. Конечно, не все его аспекты поддаются объяснению, оно очень индивидуально. Ещё больше информации о просветлении ищите в следующем видео:


Самадхи

С амадхи — высшая цель жизни многих йогов. Эта статья представляет собой очерк, описывающий различные виды самадхи, средства достижения этих состояний и исследование их с точки зрения философского понимания мыслительных процессов и изменения состояния сознания.

Желание, с которым человек вступает в медитацию, играет роль ключевого фактора. Глупец, засыпая, пробуждается глупцом. Но если человек погружается в медитацию с единственным желанием просветления, он выходит из медитации мудрецом

Свами Рама, «Жизнь среди гималайских йогов: духовные опыты»

Состояние самадхи. Как достичь самадхи

Состояние самадхи — это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости. Мы находим упоминание о самадхи уже в древних текстах Упанишад, которые относятся к философии веданты, но не в первых десяти Упанишадах, а в Maitrayni Upanishad, и позже термин «самадхи» уже вошёл в Упанишады, добавленные йогической традицией. Таким образом, самадхи даже больше связано со школой йоги и Патанджали, нежели с древними ведическими знаниями.

В традиции дзен также известно это понятие, но там считается, что самадхи, также как и ниродхи — состояние, схожее с самадхи, когда метаболизм физического тела замедляется настолько, что понижается температура, пропадает всякое восприятие времени, — не ведёт к высшему знанию. В ниродхи организм функционирует за счёт накопленной до наступления этого состояния энергии. Прежде её бы хватило на пару часов жизни, а при пребывании в ниродхи она распределяется, и её становится достаточно на поддержание физической жизнедеятельности организма в течение нескольких дней без какого-либо внешнего источника возобновления энергии.

Однако в дзен самадхи совсем не высшая форма просветления. Последователи дзен не считают, что искоренение фальши, ложного знания возможно с помощью достижения самадхи, поэтому для них «смерть Эго» остаётся высшей целью, и самадхи выступает как один из возможных этапов на пути к этой цели.

И всё-таки это мнение другой направленности, а мы вернёмся к йогической традиции, где говорится, что достижение состояния самадхи возможно с помощью практик дхьяны (медитации), и для того, чтобы подойти к этой стадии, нужно пройти весь восьмеричный путь традиции раджа-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, переходя к занятиям асанами и пранаямой, и который в конце концов приведёт к более высоким уровням раджа-йоги — практикам дхьяны (медитации) и самадхи.

Уровни самадхи. Виды самадхи

Существуют несколько видов самадхи. Это только непосвященному глазу кажется, что самадхи только одно. Просветление связывают с состоянием самадхи. Это и верно, и неверно в одно и то же время. Самадхи как высшая ступень раджа йоги, главная цель всех практикующих воспринимается как нечто трудно достижимое, и поэтому редко кто серьёзно посвящает себя изучению, пусть и теоретическому, этого аспекта йоги.

Медитация

Он для нас слишком отдалён, высоко расположен, недоступен. Именно трудности его достижения, связанные с переходом от одного ментального и духовного уровня к другому, практикой регулярной медитации и с соблюдением целибата, делают достижение состояния самадхи таким желанным и вместе с тем трудно осуществимым на деле. Бывает, проходят годы, прежде чем человек впервые соприкоснётся с этим состоянием хотя бы на краткий миг, но после этого он уже никогда не забудет удивительного опыта и будет стремиться к его повторению.

Это понятно и ожидаемо. Но то, с чем вы соприкоснулись, заглянув по ту сторону добра и зла, было только первой стадией самадхи. Внутри состояния самадхи их насчитывают несколько:

  • савикальпа самадхи,
  • нирвикальпа самадхи,
  • сахаджа самадхи.

Kevala nirvikalpa samadhi (кевала нирвикальпа самадхи) — стадия временная, в то время как sahajanirvikalpa samadhi (сахаджа нирвикальпа самадхи) будет продолжаться всю жизнь. Предшествующий им этап савикальпа самадхи — это только подход к настоящему просветлению и разотождествлению с самосознанием и эго. Такое состояние может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней, в нём ещё сознание не растворено, оно не стало единым с Абсолютом, но уже прикоснулось и увидело его.

Нирвикальпа самадхи — это следующий уровень просветления, когда практикующий (йог) полностью слился с Абсолютом, его сознание перестало быть отдельным от Высшего. Абсолют и йог стали одним. Это поистине то состояние, когда человек открыл в себе Атман. Он не только понял это, но и осознал и проявил Атман, всё ещё пребывая в физическом теле.

Мы используем терминологию, позаимствованную из древних учений. Сам Патанджали использовал такие названия, как Samprajana Samadhi (upacara samadhi) для того понятия, которое известно как савикальпа, и Asamprajata Samadhi (apana samadhi) для нирвикальпа. Савикальпа определяется познанием через присутствие сознания, а нирвикальпа характеризуется полным разотождествлением с так называемым собственным сознанием и постижением знания напрямую, интуитивно, с выходом в трансцендентальность, полным поглощением и растворением в Абсолюте.

Нирвикальпа самадхи и савикальпа самадхи — это состояния просветления низшего уровня

Перед тем как более подробно говорить о состояниях «савикальпа» и «нирвикальпа», мы рассмотрим, что такое «викальпа» (vikalpa), т. к. в обоих словах можно заметить эту составляющую. Изучение и понимание этимологии слов помогает в конечном итоге постичь суть явления, пусть и умозрительно, т. к. практическое достижение этих состояний связано со временем, и поэтому могут уйти годы на то, чтобы осознать, что такое самадхи. Так что теоретическая основа для логического понимания этих явлений нужна.

Молодые монахи

Vikalpа — это один из видов мыслей, или, иначе, вритти. Викальпой называют движения ума, которые связаны с воображением и фантазией, но также для нашей темы её можно понимать как в общем отвлекающие мысли. Остальные 4 вида — это:

  • Pramana — прямое знание, эмпирическое, полученное из опыта.
  • Viparyaya — неправильное, ошибочное знание.
  • Nidra — движения ума, которые можно охарактеризовать как «сон без снов». Ум всё ещё присутствует, он не ушел в nirodhah, но в нём пустота, инертность, остальные 4 вида мыслей или движений ума в это время отсутствуют. Nidra, однако, не одно и то же, что йога-нидра.
  • Smriti — это движения ума, которые можно назвать памятью и воспоминаниями прошлого, с ясным осознанием целей внешней жизни и духовного пути.

Если мы говорим о нирвикальпе (nirvikalpа), то из самого слова можно понять, что происходит прекращение движения мыслей. Вместо викальпы приходит нирвикальпа, которая характеризуется полным отсутствием мыслей, божественным Ничто, полным единением с Абсолютом, когда внутренние и внешние мысли остановлены. Это состояние восторга, которое в индуизме называют Ананда, но оно не тождественно тому восторгу, который нам уже известен в земной жизни. Это абсолютно новый тип духовного экстаза, который невыразим словами.

Само состояние нирвикальпа самадхи ещё меньше может быть выражено через средства вербальной коммуникации, хотя для того чтобы каким-то образом представить читателю это состояние как одновременно духовно-философскую концепцию нам не остаётся никаких других средств, кроме использования слов. Но в целом ни одно из состояний самадхи не может быть полноценно передано посредством выстраивания цепочки вербального логического дискурса.

Это такие состояния, которые могут быть поняты и осознаны только в процессе непосредственного про-живания, через опыт пребывания в самадхи.

Савикальпа самадхи — это самадхи такого типа, когда в процессе концентрации на каком-то объекте, т. е. медитации на объект или образ, происходит открытие человеку Абсолюта, но лишь на некоторый период времени, с непременным возвращением в обычное состояние духа. Савикальпу можно переживать несколько и даже много раз в течение практики медитации. Если вы практикуете медитацию регулярно, то первый уровень «самадхи савикальпа» станет для вас в скором времени открыт. При достижении савикальпа самадхи ещё присутствует усилие. Только тогда, когда наступает окончание усилий, возможен выход в состояние нирвикальпа самадхи.

Кстати, говоря о савикальпа самадхи, нужно добавить, что достижение этого состояния не связано исключительно с типом медитации на объект. Это может быть медитация более высокого порядка, когда практикующий уже не использует свое внимание, сосредоточение внимания на внешних объектах для вхождения в состояние медитации. Ему бывает достаточно сосредоточиться на внутреннем состоянии — это может быть сам ум, осознавание «Я есмь», энергетические каналы нади и т. д.

Практика самадхи: как достичь состояния самадхи. Сахаджа самадхи

Между двумя вышеописанными состояниями самадхи и сахаджа самадхи как высшим состоянием самадхи существует принципиальная разница. Она состоит в том, что то состояние единения с Высшим, которое было достигнуто в нирвикальпа самадхи, не утрачивается, и человек, находясь в грубой физической действительности, сохраняет состояние высочайшего просветления, растворения в бытии. Оно уже не может быть утрачено. В этом виде самадхи адепт не утрачивает состояние озарения даже во время выполнения самых что ни на есть мирских дел. «Его тело стало инструментом души,» — как объясняют некоторые гуру. Он един с Абсолютом, а душа стала Атманом, он вышел из круга самсары. Пусть он до сих пор и находится в этом мире, но для того его душа и послана сюда, чтобы выполнять какую-то только ей присущую миссию.

Будда

Сахаджа самадхи, в отличие от савикальпа и нирвикальпа самадхи, больше не нужно ни достигать, ни входить в него — человек в нём пребывает постоянно. Редкие духовные учителя смогли этого достичь. Обычно даже нирвикальпа — это уже состояние, к которому идут, может быть, в течение нескольких жизней, и только в этом земном воплощении после 12 лет непрерывной практики медитации потенциально возможно достижение нирвикальпа самадхи с последующим достижением сахаджасамадхи.

Употребляя слово «достижение», мы не имеем в виду желание эго чего-то достигать. Просто за неимением более подходящих слов для описания высших состояний сознания приходится использовать более материалистические термины тогда, когда описание касается сферы не то что идеальной, но даже трансцендентальной.

Самадхи и просветление

Нужно заметить, что в философской концепции буддизма существует просветление Будды, именуемое Аннутара Самьяк Самбодхи, сходное понятию «самадхи». Оно в большей мере соответствует именно сахаджа самадхи в традиции йоги и индуизма. Только достигнув сахаджа самадхи, движение мыслей полностью остановлено. Но нужно задаться вопросом, почему мы постоянно подвергнуты атаке мыслей. Ответ кроется в таком понятии, как карма. До тех пор пока человек прорабатывает карму, поток мыслей полностью прекратить невозможно.

Во время медитации умелый практик останавливает поток мысленной активности, но лишь на какое-то время, а именно, на время медитации. Затем, когда он возвращается к своим повседневным занятиям, мысли приходят вновь как неизбежность. Если мы в состоянии контролировать их и особенно тот процесс, когда происходит эмоциональный отклик на некоторые мыслительные движения, то это уже большое достижение. Здесь и проявляется мудрость человека. Если он по-настоящему достиг определённой степени осознанности в своей жизни, он лучше управляет своими эмоциональными реакциями и направляет работу ума.

Однако при всём этом человек не достигает просветления или самадхи. Состояние самадхи, сахаджасамадхи характеризуется тем, что больше не осталось кармических привязок, вследствие чего неосознанному потоку мыслей неоткуда появиться. Только при условии тотальной остановки бессознательного, неконтролируемого течения мыслей возможно говорить о состоянии высшего просветления — сахаджа самадхи.

Существуют разные взгляды относительно самадхи, и читатель волен решать, каким образом ему относиться к этим философско-психологическим концепциям, и всё-таки будем помнить то, что однажды сказал Шри Рамана Махарши: «Только самадхи может открыть Истину. Мысли набрасывают покров на Реальность, и поэтому она не воспринимается таковой в состояниях иных, нежели самадхи».

Как силой мысли изменить реальность

Доктор Джо Диспенза (Joe Dispenza) стал одним из первых, кто начал исследовать влияние сознания на реальность с научной точки зрения. Его теория взаимосвязи между материей и сознанием принесла ему мировую известность после выхода документального фильма «Мы знаем, что делает сигнал».

Ключевое открытие, сделанное Джо Диспензой, заключается в том, что мозг не отличает физические переживания от душевных. Грубо говоря, клетки «серого вещества» абсолютно не отличают реальное, т.е. материальное, от воображаемого, т.е. от мыслей!

Мало кто знает, что исследования доктора в области сознания и нейрофизиологии начались с трагического опыта. После того, как Джо Диспенза был сбит машиной, врачи предложили ему скрепить поврежденные позвонки с помощью импланта, который впоследствии мог привести к пожизненным болям. Только так, по мнению врачей, он смог бы снова ходить.

Но Диспенза решил бросить вывоз традиционной медицине и восстановить свое здоровье с помощью силы мысли. Всего через 9 месяцев терапии Диспенза снова мог ходить. Это и послужило толчком к исследованию возможностей сознания.

Первым шагом на этом пути стало общение с людьми, пережившими опыт «спонтанной ремиссии». Это спонтанное и невозможное с точки зрения врачей исцеление человека от тяжелого заболевания без применения традиционного лечения. В ходе опроса Диспенза выяснил, что все люди, прошедшие через подобный опыт, были убеждены в том, что мысль первична по отношению к материи и может исцелять любые заболевания.

Нейронные сети

Теория доктора Диспензы утверждает, что каждый раз, переживая какой-либо опыт, мы «активируем» огромное количество нейронов в нашем мозге, которые в свою очередь влияют на наше физическое состояние.

Именно феноменальная сила сознания, благодаря способности к концентрации, создает так называемые синаптические связи – связи между нейронами. Повторяющиеся переживания (ситуации, мысли, чувства) создают устойчивые нейронные связи, называемые нейронными сетями. Каждая сеть является, по сути, определенным воспоминанием, на основе которого наше тело в будущем реагирует на похожие объекты и ситуации.

Согласно Диспензе, все наше прошлое «записано» в нейросетях мозга, которые формируют то, как мы воспринимаем и ощущаем мир в целом и его конкретные объекты в частности. Таким образом, нам лишь кажется, что наши реакции спонтанны. На самом деле, большинство из них запрограммировано устойчивыми нейронными связями. Каждый объект (стимул) активирует ту или иную нейронную сеть, которая в свою очередь вызывает набор определенных химических реакций в организме.

Эти химические реакции заставляют нас действовать или чувствовать себя определенным образом – бежать или застывать на месте, радоваться или огорчаться, возбуждаться или впадать в апатию и т.д. Все наши эмоциональные реакции – не более чем результат химических процессов, обусловленных сложившимися нейросетями, и основываются они на прошлом опыте. Другими словами, в 99% случаев мы воспринимаем реальность не такой, какая она есть, а интерпретируем ее на основе готовых образов из прошлого.

Основное правило нейрофизиологии звучит так: нервы, которые используются вместе, соединяются. Это значит, что нейросети образуются в результате повторения и закрепления опыта. Если же опыт долгое время не воспроизводится, то нейросети распадаются. Таким образом, привычка образуется в результате регулярного «нажимания» кнопки одной и той же нейросети. Так формируются автоматические реакции и условные рефлексы – вы еще не успели подумать и осознать, что происходит, а ваше тело уже реагирует определенным образом.

Сила внимания

Только вдумайтесь: наш характер, наши привычки, наша личность являются всего лишь набором устойчивых нейросетей, которые мы в любой момент можем ослабить или укрепить благодаря осознанному восприятию действительности! Концентрируя внимание осознанно и выборочно на том, чего мы хотим достичь, мы создаем новые нейронные сети.

Раньше ученые считали, что мозг является статичным, но исследования нейрофизиологов показывают, что абсолютно каждый малейший опыт производит в нем тысячи и миллионы нейронных изменений, которые отражаются на организме в целом. В своей книге «Эволюция нашего мозга, наука изменять наше сознание» Джо Диспенза задает логичный вопрос: если мы будем с помощью нашего мышления вызывать в организме определенные негативные состояния, то не станет ли в итоге это аномальное состояние нормой?

Диспенза провел специальный эксперимент для подтверждения возможностей нашего сознания.

Люди из одной группы в течение часа ежедневно нажимали на пружинистый механизм одним и тем же пальцем. Люди из другой группы должны были только представлять, что нажимают. В результате пальцы людей из первой группы окрепли на 30%, а из второй – на 22%. Такое влияние чисто мысленной практики на физические параметры – результат работы нейронных сетей. Так Джо Диспенза доказал, что для мозга и нейронов нет никакой разницы между реальным и мысленным опытом. А значит, если мы уделяем внимание негативным мыслям, наш мозг воспринимает их как реальность и вызывает соответствующие изменения в теле. Например, болезнь, страх, депрессию, всплеск агрессии и т.д.

Откуда грабли?

Еще один вывод из исследований Диспензы касается наших эмоций. Устойчивые нейронные сети формируют неосознанные паттерны эмоционального поведения, т.е. склонность к тем или иным формам эмоционального реагирования. В свою очередь, это ведет к повторяющемуся опыту в жизни.

Мы наступаем на одни и те же грабли только потому, что не осознаем причины их появления! А причина проста – каждая эмоция «ощущается» вследствие выброса в тело определенного набора химических веществ, и наш организм просто становится в некотором роде «зависим» от этих химических сочетаний. Осознав эту зависимость именно как физиологическую зависимость от химических веществ, мы можем от нее избавиться.

Необходим только сознательный подход.

Биохимик, нейрофизиолог, нейропсихолог, хиропрактик, отец троих детей (двое из которых по инициативе Диспензы родились под водой, хотя 23 года назад в США этот способ считался полным сумасшествием) и очень обаятельный в общении человек.

В своих объяснениях он активно использует последние достижения квантовой физики и говорит об уже наступившем времени, когда людям сейчас мало просто узнать о чем-то, но теперь они обязаны применять свои знания на практике:

«Зачем ждать какого-то особого момента или начала нового года для того, чтобы начать кардинально менять свое мышление и жизнь к лучшему? Просто начинайте это делать прямо сейчас: перестаньте проявлять часто повторяющиеся ежедневные негативные моменты поведения, от которых хотите избавиться, например, скажите себе утром :»Сегодня я проживу день, никого не осуждая» или «Сегодня я не буду ныть и жаловаться на все подряд» или «Не буду сегодня раздражаться»….

Старайтесь делать что-то в другом порядке, например, если сначала умывались, а потом чистили зубы, сделайте наоборот. Или возьмите и простите кого-нибудь. Просто так. Ломайте привычные конструкции. И вы почувствуете необычные и очень приятные ощущения, вам понравится, уж не говоря о тех глобальных процессах в своем теле и сознании, которые вы этим запустите! Начните привыкать размышлять о себе и беседовать с собой, как с лучшим другом.

Изменение мышления приводит к глубоким изменениям и в физическом теле. Если человек взял и задумался, беспристрастно посмотрев на себя со стороны:

Кто я?
Почему мне плохо?
Почему я живу так, как не хочу?
Что мне нужно в себе изменить?
Что именно мне мешает?
От чего я хочу избавиться?

и т.д. и почувствовал острое желание не реагировать, как прежде, или не делать чего-то, как прежде,- это значит, что он прошел через процесс «осознания».

Это внутренняя эволюция. В этот момент он совершил скачок. Соответственно личность начинает меняться, а новой личности нужно новое тело.

Так происходят спонтанные исцеления: с новым сознанием болезнь больше не может оставаться в теле, т.к. меняется вся биохимия организма (мы меняем мысли, а от этого меняется набор химических элементов, участвующих в процессах, наша внутренняя среда становится токсичной для болезни), и человек выздоравливает.

Зависимое поведение (т.е. аддикцию к чему угодно: от видеоигр до раздражительности) можно определить очень легко: это то, что вам трудно остановить, когда вы хотите.

Если не можете отлипнуть от компьютера и проверяете свою страницу в соцсети каждые 5 минут, или понимаете, например, что раздражительность мешает вашим отношениям, но не можете перестать раздражаться, — знайте, что у вас зависимость не только на ментальном уровне, но и на биохимическом (ваше тело требует вброса гормонов, отвечающих за данное состояние).

Научно доказано, что действие химических элементов длится период от 30 секунд до 2 минут, и если вы продолжаете испытывать то или иное состояние дольше, знайте, что все остальное время вы искусственно поддерживаете его в себе, мыслями провоцируя цикличное возбуждение нейросети и повторный выброс нежелательных гормонов, вызывающих негативные эмоции, т.е. вы сами поддерживаете в себе это состояние!

По большому счету, вы добровольно выбираете свое самочувствие. Лучший совет для таких ситуаций — научитесь переключать свое внимание на что-то другое: природа, спорт, просмотр комедии, да что угодно, способное отвлечь и переключить вас. Резкая перефокусировка внимания позволит ослабить и «потушить» действие гормонов, отвечающих на негативное состояние. Эта способность называется нейропластичностью.

И чем лучше вы разовьете в себе это качество, тем легче вам будет управлять своими реакциями, что, по цепочке, приведет к огромному множеству изменений в вашем восприятии внешнего мира и внутреннему состоянию. Данный процесс и называется эволюцией.

Потому что новые мысли приводят к новому выбору, новый выбор ведет к новому поведению, новое поведение ведет к новому опыту, новый опыт ведет к новым эмоциям, которые, вместе с новой информацией из окружающего мира, начинают менять ваши гены эпигенетически (т.е. вторично). А потом эти новые эмоции, в свою очередь, начинают вызывать новые мысли, и так вы развиваете самоуважение, уверенность в себе и т.д. Именно таким образом мы можем усовершенствовать себя и, соответственно, свою жизнь.

Депрессия — тоже яркий пример зависимости. Любое состояние зависимости говорит о биохимическом дисбалансе в теле, а также о дисбалансе в работе связи «сознание-тело»

Самая большая ошибка людей в том, что они ассоциируют свои эмоции и линии поведения со своей личностью: мы так и говорим «Я нервный», «Я слабовольный», «Я больной», «Я несчастный» и т.д. Они считают, что проявление определенных эмоций идентифицирует их личность, поэтому постоянно подсознательно стремятся повторять схему реагирования или состояние (например, физическую болезнь или депрессию), как бы подтверждая себе каждый раз, кто они такие. Даже если сами очень страдают при этом! Огромное заблуждение. Любое нежелательное состояние можно при желании убрать, а возможности каждого человека ограничены только его фантазией.

И когда хотите изменений в жизни, представьте четко, чего именно вы желаете, но не разрабатывайте в уме «жесткий план» того, КАК ИМЕННО это произойдет, для возможности «выбора» самого лучшего для вас варианта, который может оказаться совершенно неожиданным.

Достаточно внутренне расслабиться и попытаться порадоваться от души тому, что еще не произошло, но обязательно произойдет. Знаете почему? Потому что на квантовом уровне реальности это уже произошло, при условии, что вы четко представили и от души порадовались. Именно с квантового уровня начинается зарождение материализации событий.

Так начните действовать сначала там. Люди привыкли радоваться только тому, что «можно потрогать», что уже реализовалось. Но мы не привыкли доверять самим себе и своим способностям к СО-ТВОРЕНИЮ реальности, хотя занимаемся этим каждый день и, в основном, на негативной волне. Достаточно вспомнить, как часто реализуются наши опасения, хотя эти события ведь тоже сформированы нами, только без контроля… А вот когда вы выработаете в себе способность к контролю над мышлением и эмоциями, начнут происходить настоящие чудеса.

Поверьте, я могу привести тысячи прекрасных и воодушевляющих примеров. Знаете, когда кто-то улыбается и говорит, что что-то произойдет, а его спрашивают: «Откуда ты знаешь?», а он спокойно отвечает: «Просто знаю…». Это яркий пример контролируемой реализации событий… Уверен, что абсолютно каждый хоть раз испытывал это особое состояние.»

Самой главной нашей привычкой должна стать привычка быть самими собой.

И еще Диспенза советует: никогда не переставайте учиться. Лучше всего информация усваивается, когда человек удивлен. Старайтесь каждый день узнавать что-то новое — это развивает и тренирует ваш мозг, создавая новые нейронные связи, что в свою очередь, будет менять и развивать вашу способность к осознанному мышлению, которое поможет вам смоделировать вашу собственную счастливую и полноценную реальность.

Сверхсознание или Самадхи. Что это и как его достичь?

Уважаемы читатели моего блога. Сегодня я затрону тему особого психического состояния «Самадхи», которое на мой взгляд является очень важным и ценным для каждого человека, который исследует реальность и стремится к познанию себя, своей истинной природы и осознанию того, что называют Богом, Абсолютом, Всевышним и пр.

Речь пойдет о наивысшем психическом состоянии, которое можно условно назвать «Сверхсознание».

Самадхи в Йоге и Буддизме

В йогической терминологии это состояние именуют санскритским словом «Самадхи», которое состоит из двух корней «Сам» — самость, то есть Я. И «Ади» — изначальный. По сути значение слова «Самадхи» — «изначальный Я».

В Буддизме тоже есть термин «Нирвана», то есть то, что не рвется, не имеет двойственности. «Нирвана» — это цель каждого Буддиста, который годами медитирует, чтобы войти в это состояние.

Что дает самадхи?

Достигших состояние сверхсознания называют: «Просветленными», «Пробужденными», «Святыми».

Самадхи — дает ответы на все вопросы, оно переживается как неописуемое состояние счастья и единства со всевышним источником. По сути это высшее из достижений, которые мы можем обрести в этой жизни. Ни одно чувственное наслаждение не сравнится по силе блаженства с состоянием сверхсознания.

Изменение самоидентификации после самадхи

Самадхи полностью меняет самоидентификацию личности с «Я человек» на «Я есть Бог». Благодаря смене самоидентификации сознание пробуждается и обретает свободу от психических связанностей и зависимостей, что позволяет больше не перерождаться бесконтрольно в 6 мирах сансары и стать бессмертным существом, которое полностью контролирует свою реальность.

В общем то, можно много говорить о бонусах, которые получает человек достигший сверхсознательного состояния. Но наверное кто-то из вас подумает, что я все это фантазирую? В действительности я провел большое исследование, изучил множество священных писаний (об одном из них рассказывал в этой статье), встречался с достигшими и это вдохновило меня на то, чтобы написать об этом.

Я знаю людей, которые живут в самадхи непрерывно. Мне даже говорить, что это люди, кажется не корректно, поскольку эти существа иного плана. Да, они в человеческом теле и это единственное сходство с обычным человеком. Сознание у них совсем иное.

Виды самадхи

Существуют разные уровни погружения в состояние сверхсознания или самадхи:

  • савикальпа-самадхи;
  • нирвикальпа-самадхи;
  • сахаджа-самадхи;
  • сварупа-самадхи.

Я не буду подробно описывать эти четыре вида самадхи, но немного прокомментирую каждый из них.

При желании, вы сможете найти более подробную информации в других источниках в интернете или прочитать в моей книге, которую я планирую издать в феврале 2020 года. В этой книге я не только расскажу о самадхи более подробно, но еще и дам пошаговые методики, регулярно практикуя которые можно войти в это состояние.

Итак, давайте вернемся к видам самадхи.

Савикальпа-самадхи

Истинным моментом входа в савикальпа-самадхи считается остановка дыхания, замедление сердцебиения и пульса и потеря ощущения веса тела. Благодаря мастерству в савикальпа-самадхи практикующий может покидать свое тело по желанию, отправляясь путешествовать в другие миры.

Нирвикальпа-самадхи

Благодаря этому самадхи практикующий становится бессмертным на уровне сознания, то есть его сознание оказывается непрерывным и не теряет осознания своего источника, но в этом самадхи самоосознавание временное. Когда практикующий выходит из него, то снова теряет связь с источником.

Сахаджа-самадхи

«Сахаджа» означает «естественное». Для савикальпа-самадхи требуется усилие; нирвикальпа-самадхи прекращается, когда тело и ум выходят из транса; в сахаджа-самадхи могут совершаться действия, однако практикующий не покидает единства с источником. Это состояние просветленного мудреца, ложное эго которого окончательно уничтожено.

Сварупа-самадхи

Кульминацией духовного пути является переход из физического тела в Божественное тело. Элементы, составляющие тело, растворяются до уровня света, чистых элементов, и тело практика исчезает, преобразовываясь в бессмертное, световое, нематериальное тело из чистых элементов. Такое тело не ограничено ничем: ни временем, ни пространством, ни законом кармы. Оно может путешествовать по любым мирам вселенной без ограничения. Также это тело наделено мистическими силами, то есть оно совершенно. Такого тела достигли, например, Иисус Христос, Рамалинга Свамигал, Свами Брахмананда и другие святые.

Как достичь состояние «Самадхи»?

В действительности оно не достигается, а узнается как то, что всегда было, есть и будет, но из-за нашего омраченного ума погрязшего в иллюзиях оно не распознается здесь и сейчас. Методов вхождения в самадхи достаточно много, но в целом есть два пути. Первый путь через практику с сознанием, второй через практику с энергией. Есть и третий путь, когда объединяются и первый и второй.

Работа с сознанием или Раджа-йога

Работа с сознанием заключается в очищение ума и умении концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время. Благодаря этому умелый практик останавливает поток мысленной активности и попадает в состояние за пределами ума, а это первый шаг к самадхи.

Всего существует 8 этапов погружения из обычного поверхностного состояния ума до глубокого сверхсознательного состояния. Эти этапы в Буддизме называются «Дхьяны». Более подробно эти этапы я описал в своей книге, которая будет доступна для чтения уже в феврале-марте 2020 года.

Работа с энергией или Кундалини-йога

Работа с энергией заключается в том, чтобы распрямить и очистить энергетические каналы, убрать из них блоки, перекрыть утечки и направить энергию в центральный канал, который находится в центре позвоночника. Когда энергия поступает в центральный канал за счет определенных методов и соответствующего образа жизни, энергия движется вдоль позвоночника и когда достигает макушки головы, практикующий входит в самадхи.

Отрывок из лекции просветленного мастера о самадхи ↓

Быстрые способы достижения Самадхи ч.2

Действия в методе концентрации между мыслями должны быть примерно следующими:

  • Сядьте или ложитесь комфортно. Примите расслабленное, максимально удобное положение. Не надо применять никаких дополнительных методов (мудр, бандх и т.п.), по крайней мере, вначале. Можно использовать «пропсы»: подушку для медитации, коврик, плед и т.д. — если вам это помогает расслабиться. Желательно, чтобы спина была ровной и расслабленной, для оптимального протекания энергии вдоль позвоночника (по чакрам). Опытным йогам для этого подходит Падмасана («Поза лотоса»), кому-то другому может помочь Шавасана («Поза трупа») или даже Пасчимоттанасана («Поза вытяжения спины»). Не стоит принимать неустойчивую позу (например, «Адхо Мукха Шванасана» — Собака мордой вниз — не наилучший вариант, хотя спина и прямая. Мышечное усилие будет отвлекать от медитации, «пробуждать» мысли — и даже если состояние будет достигнуто, можно просто упасть, т.к. контроль над телом в Самадхи теряется).
  • Успокойте мысли, насколько это возможно без напряжения — то есть, просто не думайте специально ни о чем. Не надо убирать все мысли, цель практики не в этом. Просто ограничьте их количество.
  • Наблюдайте мысли как отдельные от сознания. Это непривычно, но вполне возможно, даже без специальной подготовки. Разница между налюдением мысли (что является практикой йоги) и «думанием» мысли (что является привычным и не осознанным действием) — лишь в том, что вы не развиваете мысль, не погружаетесь в сопуствующей ей эмоции и «картинки». Вы как будто лениво, незаинтересованно подумали эту мысль. Не надо препятствовать появлению или «протеканию» мысли, т.к. это дает эй энергию. Скажем, если появилась мысль «а может, пойти на кухню, поесть» — не надо сопротивляться самой этой мысли, но и не включайте цепочку действий по реализации: не меняйте положения, не вставайте. Желательно исключить любую мышечную реакцию на мысль (не напрягайте лицо!). Налюдение мысли не требует вообще никаких усилий, кроме перехода в состояние незаинтересованного наблюдателя. Поэтому такое упражнение не вызывает усталости. Это, фактически, «отдых ума».
  • Теперь представьте, что следующая мысль — это ваша добыча, а вы — охотник (тигр), который ее подстерегает. (Это зафиксирует вас в состоянии наблюдателя за мыслями). Не наблюдайте, не анализируйте ощущения тела, не надо ничего ждать («По идее, сейчас у меня должна включиться Сахасрара. »)
  • Как только следующая мысль появится — отметьте это мысленно. Просто понаблюдайте эту мысль, не «думая» ее. Продолжайте так со следующими мыслями, несколько минут.
  • Постепенно интервалы между мыслями увеличиваются, и появляется возможность сделать такой интервал, «пустоту» между мыслями, фокусом внимания. Если это делается на протяжении примерно 10 секунд, это и есть Самадхи. С практикой можно увеличить этот интервал.

Обнаружение мысли как чего-то отдельного от «себя» ведет к разотождествлению с наполнением ума (умом) — мыслями. Многим сложно ухватить эту идею, особенно если интеллект не является преобладающим, но действительно, наш ум — вовсе на «наш», а просто ум; «Я» (как свидетель всего в вашей жизни) и ум — это разные инструменты, которыми вполне можно и пользоваться раздельно. Ум — это синоним мысли, ум не отличен от мыслей, и если мысль прекращается — ум тоже, вместе с ней. Возникает состояние не-ума («Читта Вритти Ниродха»), которое наблюдается Наблюдателем (разумом), который еще называют Сакши («Свидетель»), или наблюдателем*.

Средний обыватель (не ведающий йоги), фактически, никогда не разотождествляется с проявлениями ума — мыслями, и таким образом, ведет себя как продолжение или слуга своего ума, который руководит всеми действиями. (Поэтому говорится, что глупцу невозможно познать йогу). Это происходит просто потому, что не было опыта остановки ума, или выхода за пределы, ума, и ограниченного им пространства для действий (или даже такой опыт и был, но неосознанный, и он остался незамеченным, поэтому им нельзя воспользоваться). Действительно, это «нормально», думать что «я — это мой ум», и тогда кажется, что, как сказал Декарт, «я мыслю — следовательно, существую».

Человек обычно не знает, что умственная деятельность не равнозначна существованию, осознаванию (наблюдению своей жизни), хотя каждый из нас периодически испытывает состояние глубокого сна без сновидений, когда ум полносью отсутствует — при этом тело, конечно, не умирает, а наоборот — очень хорошо восстанавливается). Идентификация с умом в йоге называется «невежеством», и рождает сильный, буквально животный, страх перестать мыслить («это как перестать дышать!» — чувствуют некоторые), и хоть на пять минут, в рамках практики, разотождествиться со своей картинкой себя, нашим созданным воспитанием и собственными наблюдениями «имиджем». Но «имидж — ничто», говорят йоги, и смело экспериментируют с прекращением этой иллюзии (она поддерживается памятью, желаниями, и страхами — все это, что называется «кармой», на время отступает в качественной медитации). Всю эту иллюзию, как ни странно, легко развеять, хотя бы на какое-то время — просто попробовав описанную технику.

Однажды попробовав состояние без мыслей, ум наслаждается им лишь короткий миг, но потом снова и снова так или иначе пробует его: радость этого состояния сложно с чем-то сравнить, и человек это прекрасно чувствует. Состояние Самадхи полезно для нас, как людей, превзошедших ум, и очень «вредно» для ограничений ума — ведь с помощью Самадхи ум постепенно очищается (докучливых, навязчивых мыслей становится меньше), и растворяется (им можно потом пользоваться по желанию, «включая» и «выключая» его по требованию, как компьютер). Ум есть ни что иное, как. мысли. Это парадоксально, нелогично, но это так. Ум без мыслей все равно воспринимается — как Пустота, или Чистота (с большой буквы, т.к. это состояние — «божественное», по ощущениям многих), т.к. это уже не ум вовсе, а чистый интеллект («вечное сияние чистого разума»), или Саттва. Человек в модусе Саттвы естественным образом счастлив, эффективен, и ментально здоров. Когда ум таким образом очищается, утончается, качества ума — способность мыслить, принимать решения, анализировать, помнить, планировать — не теряются, наоборот, они оттачиваются — но становятся подконтрольными. Ум становится «блестящим».

Ум без мыслей — это чистая Саттва (без сонливости, инерции — Тамаса — или суетливости, движения — Раджаса). Но на практике редко человек готов воспринять это состояние, остаться в нем. Чаще всего это воспринимается как «яркий эзотерический опыт», ум тут же начинает обдумывать, оценивать это состояние (даже прилепляя ярлык «приятное»), чем постепенно может разрушить его. «Ниродха» — Самадхи — может быть только в настоящем, в пространстве без мыслей, попытка обдумывать его — нонсенс. Самадхи можно лишь переживать, но не помнить, по определению оно противоположно мыслительному процессу и вообще это не «опыт» в обычном смысле слова (опыт всегда во времени и пространстве). Не надо превращать свой опыт Самадхи в ментальную конструкцию — ей являются только методы достижения, подготовка — но не само состояние (переживание), про Самадхи действительно, нечего сказать. Но это стоит попробовать.

Если «семя посеяно», оно взойдет непременно. Попробовав это даже один единственный раз, ум стремится к Самадхи с непреклонной силой, которую даже мало с чем можно сравнить (она превосходит желания и даже волю), разве что с силой тяготения на планете Земля. Самадхи — это как кислота, разъедающая Сансару, стремление к бесконечному растягиваю процесса йоги, без достижения результата, но на самом деле не интересного йогам.

Установлено опытным путем, что в Самадхи как бы теряется пространство и время (то есть, ощущение этих измерений, которые на самом деле Канчуки — «загрязнения», ошибочные предположения ума). Даже кратковременное такое переживание может как бы выбить почву из-под ног у человека, который привык если и не считать себя своим телом, то уж по крайней мере, идентифицировать с умом и его содержимым (мысылями), то есть фактически жить в уме: надеждами и планами на будущее, и воспоминаниями прошлого, а момент настоящего «замыливать» первым и вторым. Поэтому говорится, что если цель жизни — в достижении мирских благ, то Самадхи не нужно, не интересно — и наоборот: если был опыт Самадхи, влечение к мирскому ослаблевает.

Само переживание Самадхи всегда «приятно» (хотя это не совсем верное слово), страх или сопротивление ума могут приходить либо до, либо после этого переживания — которое, как можно логичеки заключить, и не является переживанием, т.к. все перижвания находятся в сфере измерения пространства и времени (представьте себе переживание вне времени, и в пространстве где нет вас!). На самом деле, Самадхи — это просто полный отказ от переживаний в привычном нам смысле, поэтому иногда оно «переживается» людьми в состоянии полного физического истощения (спортсменами, альпинистами, бегунами и т.п.) или горя (людьми, потерявшими близких, работу, или дорогую собственность), полной, интенсивной радости (влюбленными, или людьми, которые неожиданно получили большой приз или воссоединились с потерянным родственником), или чрезвычайного страха — в минуту опасности. Самадхи — самое яркое переживание, доступное человеку, это как бы вообще новый уровень переживания. При этом, оно не сопровождается никакими эмоциональными или психическими «фейерверками» — в нем нет ни ярких картинок, ни видения божественных существ, никаких интеллектуальных прозрений — не стоит ждать этого.

Опыт Самадхи позволяет безошибочно подтвердить на своем опыте вычитанное в йогических писаниях, что Самадхи — это «желанное переживание даже для богов». Иногда бывает так, что Самадхи испытывается однажды, но потом тот же метод (подгтовка) уже «не работает» — потому что в это вкладывается очень много эмоций: восхищение и страх — что препятствует возникновению Самадхи по определению (ум неспокоен). В этом случае, можно либо сделать «передышку», и попробовать за счет течения времени подзабыть остроту переживаний, связанных с Самадхи, а потом пробовать тот же метод, либо пробовать другие методы. Иногда, если в вашем Самадхи было много ментальных наслоений и «картинок», или просто сама глубина переживания была предельной, вы испытали «ужас» (так ум это оценивает) при первом опыте Самадхи, нужно какое-то время, иногда до нескольких месяцев или даже лет, чтобы «перевести дух», и попробовать еще раз — впрочем, это сугубо индивидуально. Некоторые по выходе из Самадхи сразу же хотят в него вернуться! Иногда это возможно сразу же.

И наконец, стоит сказать еще об одном, что является своего рода секретом. Некоторые думают, что Самадхи — это какое-то мистическое, странное, необычное, неизведанное состояние, чуждое обычному человек. Но на самом-то деле, Самадхи вообще не новое состояние, ни для кого. Это не что-то, что можно найти, реализовать, или натренировать. Факт в том, что Самадхи переживается каждым и всеми, все время — просто на него еще «сверху» наложено восприятие мира, масса мыслей и эмоций, планов на жизнь, неврозов и т.п. Прекращение интеллектуализации, исчезновение концепций (ума), страхов и желаний — открывает фон, «подложку» действительной реальности. Самадхи — это как бы холст, на котором ум (эго) рисует окружающий мир и свою «личность», или скорее экран, на который проецируется мир, т.к. в реальности не существует никаких красок, ни холста — только бесконечный свет, или пустота (это переживание реализованных йогов, и также многих святых в разных духовных традициях). Поэтому говорится, что эго — это и есть мир («картинка мира»). И поэтому на деле при переживании Самадхи не приобретается ничего нового, и не разрушается ничего настоящего. Непосредственное понимание этого приходит в опыте Самадхи и после, по осмыслении — в состоянии после выхода из Самадхи, которое называется «свабхва» или «самараса» — «тот же вкус».

* Известный йог и тантрик А. Шеляков называет это «танкистом», что, по-моему, очень метко. Наше тело — как танк (у него есть пушка, колеса и прочее, и все это — инертная груда металла, материи, в этом много агрессии и напряжения, и потенциальная уязвимость), а сознание — неязвимый за бронёй «танкист», наблюдающий в смотровое окошечко. При этом, «танки грязи не боятся», и неважно — движется ли танк медленно или быстро — танкист все равно зорко смотрит в свое окошечко. Разница (в которой слабость примера) лишь в том, что даже если танк подбит, танкист-Сознание от этого не пострадает, можно сказать — он просто пересядет в другой танк и продолжит битву — ту самую, о которой говорит Арджуна в «Бхагават-гите». Также, в духе Джняна-йоги, пишет о позиции Сакши как основе йоги известный современный Мастер Крия-йоги Лахири Махасая.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Быстрые способы достижения Самадхи ч.2

Действия в методе концентрации между мыслями должны быть примерно следующими:

  • Сядьте или ложитесь комфортно. Примите расслабленное, максимально удобное положение. Не надо применять никаких дополнительных методов (мудр, бандх и т.п.), по крайней мере, вначале. Можно использовать «пропсы»: подушку для медитации, коврик, плед и т.д. — если вам это помогает расслабиться. Желательно, чтобы спина была ровной и расслабленной, для оптимального протекания энергии вдоль позвоночника (по чакрам). Опытным йогам для этого подходит Падмасана («Поза лотоса»), кому-то другому может помочь Шавасана («Поза трупа») или даже Пасчимоттанасана («Поза вытяжения спины»). Не стоит принимать неустойчивую позу (например, «Адхо Мукха Шванасана» — Собака мордой вниз — не наилучший вариант, хотя спина и прямая. Мышечное усилие будет отвлекать от медитации, «пробуждать» мысли — и даже если состояние будет достигнуто, можно просто упасть, т.к. контроль над телом в Самадхи теряется).
  • Успокойте мысли, насколько это возможно без напряжения — то есть, просто не думайте специально ни о чем. Не надо убирать все мысли, цель практики не в этом. Просто ограничьте их количество.
  • Наблюдайте мысли как отдельные от сознания. Это непривычно, но вполне возможно, даже без специальной подготовки. Разница между налюдением мысли (что является практикой йоги) и «думанием» мысли (что является привычным и не осознанным действием) — лишь в том, что вы не развиваете мысль, не погружаетесь в сопуствующей ей эмоции и «картинки». Вы как будто лениво, незаинтересованно подумали эту мысль. Не надо препятствовать появлению или «протеканию» мысли, т.к. это дает эй энергию. Скажем, если появилась мысль «а может, пойти на кухню, поесть» — не надо сопротивляться самой этой мысли, но и не включайте цепочку действий по реализации: не меняйте положения, не вставайте. Желательно исключить любую мышечную реакцию на мысль (не напрягайте лицо!). Налюдение мысли не требует вообще никаких усилий, кроме перехода в состояние незаинтересованного наблюдателя. Поэтому такое упражнение не вызывает усталости. Это, фактически, «отдых ума».
  • Теперь представьте, что следующая мысль — это ваша добыча, а вы — охотник (тигр), который ее подстерегает. (Это зафиксирует вас в состоянии наблюдателя за мыслями). Не наблюдайте, не анализируйте ощущения тела, не надо ничего ждать («По идее, сейчас у меня должна включиться Сахасрара. »)
  • Как только следующая мысль появится — отметьте это мысленно. Просто понаблюдайте эту мысль, не «думая» ее. Продолжайте так со следующими мыслями, несколько минут.
  • Постепенно интервалы между мыслями увеличиваются, и появляется возможность сделать такой интервал, «пустоту» между мыслями, фокусом внимания. Если это делается на протяжении примерно 10 секунд, это и есть Самадхи. С практикой можно увеличить этот интервал.

Обнаружение мысли как чего-то отдельного от «себя» ведет к разотождествлению с наполнением ума (умом) — мыслями. Многим сложно ухватить эту идею, особенно если интеллект не является преобладающим, но действительно, наш ум — вовсе на «наш», а просто ум; «Я» (как свидетель всего в вашей жизни) и ум — это разные инструменты, которыми вполне можно и пользоваться раздельно. Ум — это синоним мысли, ум не отличен от мыслей, и если мысль прекращается — ум тоже, вместе с ней. Возникает состояние не-ума («Читта Вритти Ниродха»), которое наблюдается Наблюдателем (разумом), который еще называют Сакши («Свидетель»), или наблюдателем*.

Средний обыватель (не ведающий йоги), фактически, никогда не разотождествляется с проявлениями ума — мыслями, и таким образом, ведет себя как продолжение или слуга своего ума, который руководит всеми действиями. (Поэтому говорится, что глупцу невозможно познать йогу). Это происходит просто потому, что не было опыта остановки ума, или выхода за пределы, ума, и ограниченного им пространства для действий (или даже такой опыт и был, но неосознанный, и он остался незамеченным, поэтому им нельзя воспользоваться). Действительно, это «нормально», думать что «я — это мой ум», и тогда кажется, что, как сказал Декарт, «я мыслю — следовательно, существую».

Человек обычно не знает, что умственная деятельность не равнозначна существованию, осознаванию (наблюдению своей жизни), хотя каждый из нас периодически испытывает состояние глубокого сна без сновидений, когда ум полносью отсутствует — при этом тело, конечно, не умирает, а наоборот — очень хорошо восстанавливается). Идентификация с умом в йоге называется «невежеством», и рождает сильный, буквально животный, страх перестать мыслить («это как перестать дышать!» — чувствуют некоторые), и хоть на пять минут, в рамках практики, разотождествиться со своей картинкой себя, нашим созданным воспитанием и собственными наблюдениями «имиджем». Но «имидж — ничто», говорят йоги, и смело экспериментируют с прекращением этой иллюзии (она поддерживается памятью, желаниями, и страхами — все это, что называется «кармой», на время отступает в качественной медитации). Всю эту иллюзию, как ни странно, легко развеять, хотя бы на какое-то время — просто попробовав описанную технику.

Однажды попробовав состояние без мыслей, ум наслаждается им лишь короткий миг, но потом снова и снова так или иначе пробует его: радость этого состояния сложно с чем-то сравнить, и человек это прекрасно чувствует. Состояние Самадхи полезно для нас, как людей, превзошедших ум, и очень «вредно» для ограничений ума — ведь с помощью Самадхи ум постепенно очищается (докучливых, навязчивых мыслей становится меньше), и растворяется (им можно потом пользоваться по желанию, «включая» и «выключая» его по требованию, как компьютер). Ум есть ни что иное, как. мысли. Это парадоксально, нелогично, но это так. Ум без мыслей все равно воспринимается — как Пустота, или Чистота (с большой буквы, т.к. это состояние — «божественное», по ощущениям многих), т.к. это уже не ум вовсе, а чистый интеллект («вечное сияние чистого разума»), или Саттва. Человек в модусе Саттвы естественным образом счастлив, эффективен, и ментально здоров. Когда ум таким образом очищается, утончается, качества ума — способность мыслить, принимать решения, анализировать, помнить, планировать — не теряются, наоборот, они оттачиваются — но становятся подконтрольными. Ум становится «блестящим».

Ум без мыслей — это чистая Саттва (без сонливости, инерции — Тамаса — или суетливости, движения — Раджаса). Но на практике редко человек готов воспринять это состояние, остаться в нем. Чаще всего это воспринимается как «яркий эзотерический опыт», ум тут же начинает обдумывать, оценивать это состояние (даже прилепляя ярлык «приятное»), чем постепенно может разрушить его. «Ниродха» — Самадхи — может быть только в настоящем, в пространстве без мыслей, попытка обдумывать его — нонсенс. Самадхи можно лишь переживать, но не помнить, по определению оно противоположно мыслительному процессу и вообще это не «опыт» в обычном смысле слова (опыт всегда во времени и пространстве). Не надо превращать свой опыт Самадхи в ментальную конструкцию — ей являются только методы достижения, подготовка — но не само состояние (переживание), про Самадхи действительно, нечего сказать. Но это стоит попробовать.

Если «семя посеяно», оно взойдет непременно. Попробовав это даже один единственный раз, ум стремится к Самадхи с непреклонной силой, которую даже мало с чем можно сравнить (она превосходит желания и даже волю), разве что с силой тяготения на планете Земля. Самадхи — это как кислота, разъедающая Сансару, стремление к бесконечному растягиваю процесса йоги, без достижения результата, но на самом деле не интересного йогам.

Установлено опытным путем, что в Самадхи как бы теряется пространство и время (то есть, ощущение этих измерений, которые на самом деле Канчуки — «загрязнения», ошибочные предположения ума). Даже кратковременное такое переживание может как бы выбить почву из-под ног у человека, который привык если и не считать себя своим телом, то уж по крайней мере, идентифицировать с умом и его содержимым (мысылями), то есть фактически жить в уме: надеждами и планами на будущее, и воспоминаниями прошлого, а момент настоящего «замыливать» первым и вторым. Поэтому говорится, что если цель жизни — в достижении мирских благ, то Самадхи не нужно, не интересно — и наоборот: если был опыт Самадхи, влечение к мирскому ослаблевает.

Само переживание Самадхи всегда «приятно» (хотя это не совсем верное слово), страх или сопротивление ума могут приходить либо до, либо после этого переживания — которое, как можно логичеки заключить, и не является переживанием, т.к. все перижвания находятся в сфере измерения пространства и времени (представьте себе переживание вне времени, и в пространстве где нет вас!). На самом деле, Самадхи — это просто полный отказ от переживаний в привычном нам смысле, поэтому иногда оно «переживается» людьми в состоянии полного физического истощения (спортсменами, альпинистами, бегунами и т.п.) или горя (людьми, потерявшими близких, работу, или дорогую собственность), полной, интенсивной радости (влюбленными, или людьми, которые неожиданно получили большой приз или воссоединились с потерянным родственником), или чрезвычайного страха — в минуту опасности. Самадхи — самое яркое переживание, доступное человеку, это как бы вообще новый уровень переживания. При этом, оно не сопровождается никакими эмоциональными или психическими «фейерверками» — в нем нет ни ярких картинок, ни видения божественных существ, никаких интеллектуальных прозрений — не стоит ждать этого.

Опыт Самадхи позволяет безошибочно подтвердить на своем опыте вычитанное в йогических писаниях, что Самадхи — это «желанное переживание даже для богов». Иногда бывает так, что Самадхи испытывается однажды, но потом тот же метод (подгтовка) уже «не работает» — потому что в это вкладывается очень много эмоций: восхищение и страх — что препятствует возникновению Самадхи по определению (ум неспокоен). В этом случае, можно либо сделать «передышку», и попробовать за счет течения времени подзабыть остроту переживаний, связанных с Самадхи, а потом пробовать тот же метод, либо пробовать другие методы. Иногда, если в вашем Самадхи было много ментальных наслоений и «картинок», или просто сама глубина переживания была предельной, вы испытали «ужас» (так ум это оценивает) при первом опыте Самадхи, нужно какое-то время, иногда до нескольких месяцев или даже лет, чтобы «перевести дух», и попробовать еще раз — впрочем, это сугубо индивидуально. Некоторые по выходе из Самадхи сразу же хотят в него вернуться! Иногда это возможно сразу же.

И наконец, стоит сказать еще об одном, что является своего рода секретом. Некоторые думают, что Самадхи — это какое-то мистическое, странное, необычное, неизведанное состояние, чуждое обычному человек. Но на самом-то деле, Самадхи вообще не новое состояние, ни для кого. Это не что-то, что можно найти, реализовать, или натренировать. Факт в том, что Самадхи переживается каждым и всеми, все время — просто на него еще «сверху» наложено восприятие мира, масса мыслей и эмоций, планов на жизнь, неврозов и т.п. Прекращение интеллектуализации, исчезновение концепций (ума), страхов и желаний — открывает фон, «подложку» действительной реальности. Самадхи — это как бы холст, на котором ум (эго) рисует окружающий мир и свою «личность», или скорее экран, на который проецируется мир, т.к. в реальности не существует никаких красок, ни холста — только бесконечный свет, или пустота (это переживание реализованных йогов, и также многих святых в разных духовных традициях). Поэтому говорится, что эго — это и есть мир («картинка мира»). И поэтому на деле при переживании Самадхи не приобретается ничего нового, и не разрушается ничего настоящего. Непосредственное понимание этого приходит в опыте Самадхи и после, по осмыслении — в состоянии после выхода из Самадхи, которое называется «свабхва» или «самараса» — «тот же вкус».

* Известный йог и тантрик А. Шеляков называет это «танкистом», что, по-моему, очень метко. Наше тело — как танк (у него есть пушка, колеса и прочее, и все это — инертная груда металла, материи, в этом много агрессии и напряжения, и потенциальная уязвимость), а сознание — неязвимый за бронёй «танкист», наблюдающий в смотровое окошечко. При этом, «танки грязи не боятся», и неважно — движется ли танк медленно или быстро — танкист все равно зорко смотрит в свое окошечко. Разница (в которой слабость примера) лишь в том, что даже если танк подбит, танкист-Сознание от этого не пострадает, можно сказать — он просто пересядет в другой танк и продолжит битву — ту самую, о которой говорит Арджуна в «Бхагават-гите». Также, в духе Джняна-йоги, пишет о позиции Сакши как основе йоги известный современный Мастер Крия-йоги Лахири Махасая.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Источники:
http://tayniymir.com/samorazvitie/samadhi.html
http://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/samadkhi/
http://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/kak-siloy-mysli-izmenit-realnost
http://jantrish.com/samadhi/
http://hanuman.ru/blog/yoga-dlya-nachinayushchikh/bystryye-sposoby-dostizheniya-samadkhi-ch2
http://hanuman.ru/blog/yoga-dlya-nachinayushchikh/bystryye-sposoby-dostizheniya-samadkhi-ch2
http://tayniymir.com/samorazvitie/skolko-dnej-v-visokosnom.html

Ссылка на основную публикацию