Преображение Господне: что за праздник, какого числа

Содержание

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Православный праздник Преображение Господне, история и что означает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В народе день Преображения Господня — Яблочный Спас. Его установили ученики Христовы в память о том, что он преобразился перед ними на горе Фавор. Церковь воспевает соединение Божества и всего населения в образе Христа Спасителя. Он обладает своими традициями, которые советуют соблюдать.

История праздника

История праздника Преображение Господне идет из глубины веков. Традиция празднования берет свое начало еще с 4 века. Связано это с тем, что именно в этот период императрица Елена дала распоряжение о построении храма на данной горе. В наше время на ней действуют два монастыря.

Многие паломники стараются совершить крестный ход по всем святым местам. Если у Вас нет возможности сделать это, то посетить свой храм и прочтите там молитву о прошении дарования благодати Божьей.

Ежегодно большое количество верующих стремится в храм на один из самых серьезных и больших праздников. Это уже второй Спас, который следует через некоторое время за первым. Оба они посвящены Иисусу.

В рассказах Евангелистов отмечается, что Спаситель взошел с некоторыми своими учениками на гору. Целью похода было чтение святых текстов. Пока Господь воздавал молитвы, то его последователи заснули. Проснувшись, они лицезрели, что лицо его начало сиять, а одежда стала белой. Неподалеку от него были пророки Илья и Моисей. Они рассказывали ему о предстоящих страданиях.

После того, как видение пропало, Христос поведал им о своей будущей жертве для искупления грехов человечества. Только просил об этом никому не говорить до тех пор, пока он не воскреснет. В этом и заключается суть праздника Преображение Господне.

Какого числа день Преображения Господня

Относительно даты, то есть некоторые спорные ведомости. В писаниях есть упоминание о том, что случилось сие за 40 дней до Воскресения Господнего. Сегодня его отмечают 19 августа.

Значение праздника для христиан

К нему относятся как к проявлению величия и славы Спасителя. Оно напоминает нам о том, чтобы достичь спасения и очищения нашей души, нужно сделать некоторые изменения в своем духовном мире. Преображение Господа дало нам явное представление о том, что ожидает человека после попадания в Царство Божье. Такое явление во славе давало ученикам силы для укрепления веры, чтобы перед смертью через пытки и испытания не отступить от Господа.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

В то время проповедование христианства не только не одобрялось, но всех, кто его распространяли, уничтожали путем мучительных страданий. Некоторые ученные отмечают, что есть определенные символы данного праздника. Они заключаются в таких терминах:

  • Гора. Ее соотносят с уединенным местом, где проще всего возносить молитву. Именно там ничто не будет отвлекать Вас от общения с Господом. Только искреннее покаяние способно соединить наш беспокойный ум с Богом.
  • Фавор в переводе означает «свет», «чистоту». Считается, что открыв сердце и приняв в него Христа, сможем очистится и обрести надежду на спасение.
  • Преображение Иисуса – символизирует благодатное состояние, в которое попадет человек, после своего воскресения.
  • Осознание и покаяние в своих поступках поможет освободится от грязи, которая находится в душе и возможность принятия не созданного божественного света.

Что можно и нельзя делать в этот день

Многих людей при приближении любого православного праздника начинает тревожить вопрос о том, что разрешено выполнять, чтобы не навлечь на себя негатив. Так как его название Яблочный, то нужно:

  • угощать всех этими плодами, а также есть самим;
  • освятить их в храме;
  • загадать желание перед употреблением;
  • посетить церковь, прочитать молитву и поставить свечку.

Есть поверье, что яблоки обладают чудодейственной силой, которая способна исцелить от многих недугов. Перед первым укусом загадывают желание, которое должно обязательно сбыться. Но тут большую роль играет вера. А сам плод дерева имеет некое символическое значение. В нем видят благополучие семьи, плодородие. Так что если Вы хотите поделится этим с родными и близкими, то угостите их сладким фруктом.

Что не желательно выполнять

На двунадесятый праздник Преображения Господнего было ранее поверье, что употреблять яблоки в любом виде в еду до этого дня нельзя было. А вот после службы, можно было лакомится им в полном объеме. Вот наиболее распространенные суеверия:

  • Запрет накладывался на женщин, которые потеряли ребенка. Считалось, что если родители придерживались этого требования, то в данный день ребенку на небе дарили подарок.
  • Нельзя сгонят с себя насекомых и мух, тем более убивать их. Говорят о том, что если она села Вам на руку, то это к исполнению желания.
  • Работать по дому не желательно. Исключением есть только сад и кухня.

Как как отмечают яблочный Спас

Хозяева готовятся к нему заблаговременно. Они наводят порядок в доме. Накануне готовится корзинка, чтобы сходить в церковь и освятить некоторые продукты. Что же положить в нее? Праздник в основном попадает на момент созревания винограда. Но так как на Руси его не выращивали, то стали приносить яблоки.

Этот день считают еще и праздником урожая. Чаще всего готовятся блюда на основе плодов яблочных. Можно положить в лукошко груши, сливы, виноград. Пасечники ставили баночку меда. Иногда можно увидеть и колосья злаков.

Поняв, что означает праздник Преображения Господня, важно понять, что поделившись угощениями с другими, Вы только приумножите свое благосостояние.

Преображение Господне: что за праздник, какого числа

Церковные праздники образуют годовой круг из подвижных и неподвижных дат. Подвижные даты зависят от перемены лунных фаз, к ним относится Пасха. Неподвижные даты не зависят от луны, к ним относится Рождество. А Преображение Господне — что за праздник, и когда его отмечают?

Среди мирян его называют вторым Спасом — Яблочным — и отмечается 19 августа. Даже в советские времена нам бабушки запрещали кушать яблочки до 19 августа, чтобы не было вреда здоровью. Я запомнила это правило на всю жизнь, как и запрет купания в речке после Ильина дня 2 августа. В чем смысл праздника Преображения, и как он связан с яблоками? Об этом я расскажу вам в статье.

Событие и смысл преображения

Преображаться — значит менять форму, превращаться в другой вид. Синонимом преображения является слово «метаморфоза». Это греческое слово у многих на слуху, и смысл его понятен. Но каким чудом метаморфозы коснулись Иисуса, и зачем? Рассмотрим последовательность событий.

После долгого молитвенного бдения на горе Фавор Спаситель вдруг изменился:

Это чудесное явление увидели три его последователя — Петр, Иоанн и Иаков. В тот же миг ученики-апостолы увидели святых праотцов Моисея и Илию: они общались и мирно беседовали со Спасителем. Обладая немощной человеческой природой, апостолы заснули во время молитвенного подвига Учителя. Но небесный свет пробудил их ото сна, чтобы воочию увидели будущую славу всех последователей Христа.

О чем же беседовали пророки с Иисусом? Они обсуждали тему грядущего распятия и вознесения. Жертвенный подвиг Спасителя был предопределен заранее как план искупления всех людей от первородного греха, и совершить это смог лишь обладающий божественной природой Христос.

После окончания диалога с пророками Иисус запретил своим ученикам рассказывать кому-либо о том, что им довелось узреть. Запрет был наложен до момента предстоящего воскресения («доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9). После этого явления гора Фавор стала наименоваться горой Преображения.

В наши дни на вершине находятся две иноческих обители — католическая и православная. Монастыри возведены на самой вершине, где и произошло чудо преображения. Первый из них построила равноапостольная царица Елена, мать императора Константина.

Смысл преображения имел особенное значение для иудеев того времени, ведь народ ожидал вполне земного Мессию, который сможет освободить всех от римского гнета и порабощения. Преображение на горе Фавор показало ученикам истинный смысл веры и настоящую миссию Христа — спасение вечной души от рабства греха, а не смертного тела от римского порабощения. Однако лжемессианскими иллюзиями иудеи охвачены и поныне: ожидают земного спасителя непонятно от чего.

Иисус не просто человек — он Сын Божий, и миссия его касается небесного спасения всех людей. Иисус подготовил учеников и апостолов к своей будущей крестной смерти, представив ее как победу над властью дьявола. То, что выглядело в глазах обычных людей страданием и унижением, на самом деле явило славу и величие, а также торжество над смертью. Но это стало понятно уже после Вознесения Христа и сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы (Троицы).

Преображение на горе Фавор было необходимо для укрепления слабого духа учеников, которые могли поддаться соблазну неверия и страха после распятия Учителя. Видение святых Пророков оставило неизгладимый след в душе каждого из трех апостолов. Но несмотря на это, Петр все же поддался страху и трижды отрекся от Христа после его ареста. Если бы Христос не преобразился на горе Фавор, идея христианства умерла бы вместе с ним на кресте. Именно это событие укрепило слабый дух учеников, которые подвергались постоянному давлению со стороны иудейских раввинов и римских солдат.

Праздничная дата

Праздник непосредственно связан с земным существованием Спасителя, а о самом преображении рассказано в евангелиях (кроме евангелия от Иоанна). Второй Спас причислен к двунадесятым праздникам годичного цикла с фиксированным днем — 19 августа. В среде мирян его привыкли именовать Яблочным Спасом, также людям полюбилась традиция окропления яблочек нового урожая. Наши предки верили, что яблочки можно кушать только после процедуры освящения — чтобы они не принесли вред здоровью. К этому времени основные сорта яблок успевают поспеть, и наливные бочки радуют глаз.

Полное наименование праздника звучит так: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В бытовом значении праздник именуется по-разному:

  • Яблочный Спас;
  • Праздник первых плодов;
  • Второй Спас;
  • Средний Спас;
  • Спас на горе;
  • Вторая встреча осени;
  • Горохов день;
  • Осенины;
  • Первые осенины.

Но наиболее распространенное называние, конечно, Яблочный Спас. Его празднуют после медового Спаса 14.08. Понятно, что Преображение Господне к яблочкам никак не относится, но отцы церкви в IV столетии н. э. повелели освящать плоды земли. В Греции и Израиле освящают виноград, а в России яблоки.

На Преображение варили варенье из яблочек и пекли сдобу. Было принято ходить в гости друг к другу, чтобы отведать ароматную выпечку. Также имела распространение традиция угощать пирогами нищих и неимущих. Тех, кто не проявлял заботу о нищих в этот день, строго порицали.

На Яблочный Спас крестьяне прощались с летом, ведь погода становилась с каждым днем все холоднее.

Наши предки верили, что освященные яблочки открывают верующему Райские Врата: тот, кто их отведает, непременно попадет в райские обители. Только до освящения яблоки было нельзя даже пробовать.

  • Если загадать желание и откусить кусочек от освященного яблочка, оно обязательно сбудется.
  • Нельзя есть освященные яблоки, не угостив ими другого человека.
  • Если угостить людей освященными яблочками, урожай на следующий год будет обильным.
  • Если на Спас скушать яблоко с медом, это подарит здоровье до следующего Спаса.

В этот день запрещалось браниться, оговаривать кого-либо и предаваться печали, работать по хозяйству и в поле. Крестьяне надевали праздничные одежды и шли в церковь освящать свои яблочки. Рожденным в эту дату уготована счастливая судьба и улыбка фортуны: это везунчики и баловни судьбы.

На заметку. Крестьяне считали, что освященное яблочко подарит здоровье, удачу и благополучие.

Так как на Спас выпадает Успенский пост, то на праздник не ели скоромного. В меню были блюда из овощей, рыбы и фруктов. Алкоголь был строго запрещен, вместо него пили яблочные компоты и узвары.

Есть еще одна интересная традиция, которая касается мух. В этот день их не убивали и даже не прогоняли. Считалось, что если муха дважды сядет на руку человека, то это сулит в скором времени богатство.

Молитвы на Преображение:


Преображение Господне в 2020 году

Дата в 2020 году: 19 августа , среда
Церковное название: Преображение Господне
Значение: преображение Иисуса Христа на горе Фавор
Традиции: богослужения в храмах; заготовки на зиму из яблок; почтение памяти умерших родственников

Преображение Господне в 2020 году отмечается 19 августа. Это один из 12 великих православных праздников. Он посвящен воспоминаниям о преображении Иисуса Христа перед тремя своими учениками во время молитвы на горе Фавор. В народе этот день называют Яблочным, или Вторым Спасом.

История праздника

Преображение Господне приурочено к событиям из жизни Иисуса Христа. За 40 дней до распятия он открыл ученикам свое предназначение: умереть мученической смертью во имя человечества. Иисус и три его ученика: Петр, Иоанн и Иаков поднялись на гору Фавор. Когда Христос начал читать молитвы, его одежда стала белоснежной, а лицо озарилось светом. Иисус запретил своим ученикам рассказывать о случившемся событии. Когда они спустились с горы, Христос велел собрать яблоки, чтобы освятить их.

Преображение Господне начали отмечать с IV века, когда на горе Фавор был открыт храм. Православная Церковь назначила празднование на август, чтобы торжество не приходилось на дни Великого поста.

Традиции и обряды праздника

В храмах проводится утренняя служба, во время которой в центр выносится крест, проходит обряд поклонения, крестный ход и освящение плодов. На литургии поется канон о Великом Преображении. Священнослужители облачаются в одежду белого цвета, который символизирует Божий свет.

По народным традициям в этот день хозяйки сушат яблоки, готовят из них варенье и компоты на зиму, пекут пироги. 19 августа люди начинают собирать урожай винограда, гороха.

В этот праздник принято чтить память умерших родственников. После богослужения люди приносят на кладбище освященные яблоки и кладут их на могилы.

На Руси в этот день встречали осень. Люди выходили в поле и с закатом провожали лето.

Что можно и что нельзя кушать в Преображение Господне

Преображение Господне приходится на строгий Успенский пост, на протяжении которого запрещается употреблять в пищу мясные и молочные продукты, яйца. Но в этот праздник Православная Церковь разрешает кушать рыбу и блюда из морепродуктов, пить небольшое количество вина.

Что нельзя делать в Преображение Господне

В этот праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйкам рекомендуется воздержаться от уборки в доме, шитья и вязания.

На Преображение Господне запрещается убивать насекомых. Если на человека сядет муха или пчела, то следует дождаться, пока она улетит.

Второй Спас в августе 2019 года, что это за праздник и какого числа отмечают Преображение Господне

Преображение Господне и Яблочный Спас в 2019 году, что означает этот великий двунадесятый церковный праздник. Какого числа в России отмечают Преображение Господне, что означает праздник и какие традиции он имеет.

Преображение Господне церковью отмечают в августе 2019 года

Один из самых почитаемых христианских праздников, который ежегодно отмечается 19 августа — Преображение Господне, он известный в народе как Яблочный Спас. Наряду с другими главными православными праздниками, он связан с событиями из жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Само слово «преображение» означает процесс изменения, превращения или трансформации, и относится это скорее к внутреннему состоянию. Праздник напоминает людям о важности работы над собой и последующем духовном преображении.

Полное название праздника звучит как «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Этот светлый день был установлен церковью в честь явления Божественного величия и славы Христа своим ближайшим ученикам.

Иисус вместе с тремя апостолами Иаковом, Иоанном и Петром поднялись на гору Фавор. И там во время молитвы Христос предстал перед ними как будто в обновленном виде: Он весь светился, лицо Его просияло, а одежды стали белоснежными.

Преображение Господне показало людям, что в Иисусе соединились два естества — божественное и человеческое. Праздник напоминает о необходимости изменяться в лучшую сторону, духовно расти и преображаться, ведь человек способен вобрать в себя явление Божией благодати.

Праздник приходится на Успенский пост, и в этот день разрешено послабление поста, можно есть рыбу, горячую пищу с добавлением растительного масла и выпить немного вина.

Преображение Господне на Руси считалось праздником нового урожая

Причиной, почему Спас стал яблочным, стала традиция на Руси освящать в этот праздник яблоки. Вместе с греческим календарем празднеств, русские люди позаимствовали и традицию благословения «плодов лозных» (винограда), заменив его яблоками. Обычай освящать плоды относится к 8 веку.

В храмах проводится утренняя служба, во время которой в центр выносится крест, проходит обряд поклонения, крестный ход и освящение плодов. На литургии поется канон о Великом Преображении. Священнослужители облачаются в одежду белого цвета, который символизирует Божий свет.

На Руси Преображение считалось праздником урожая. В это время во всех храмах шло освещение яблок, слив, груш. Пасечники традиционно освящали ульи, делились медом с обездоленными, сиротами и просто с соседями.

Употреблять в пищу яблоки до праздника было нельзя. Причем запрет распространялся в основном на родителей, потерявших детей. Согласно поверью, если отказаться от яблок, умерших детей на том свете будут угощать золотыми яблочками и другими гостинцами.

Приметы и поверья в праздник Преображения Господня

По народным традициям в этот день хозяйки сушат яблоки, готовят из них варенье и компоты на зиму, пекут пироги. Нельзя было есть плоды до 19 августа и тем, кто мечтал попасть в рай. Верующим следовало подождать до праздника и начать есть яблоки только после их освящения.

Поскольку одним из названий Преображения Господня является Яблочный Спас, неудивительно, что все приметы связаны именно с яблоками.

На праздник было принято угощать освященными яблоками всех встречных. Согласно примете так люди приносили друг другу обоюдное счастье. Если по дороге удавалось раздать все и войти в дом с пустыми руками, вместе с человеком в дом входило благополучие, богатство и добро, а весь негатив уходил.

Согласно другой примете, выходя из храма, нужно было откусить освященное яблоко, загадав любое желание. Незамужние девушки при этом загадывали встретить своего суженого.

На Преображение было принято заканчивать со сбором урожая, чтобы успеть собрать овощи до того, как они испортятся.

Преображение Господне в 2019 году, что запрещено делать в этот праздник

В этот праздник принято чтить память умерших родственников. После богослужения люди приносят на кладбище освященные яблоки и кладут их на могилы.

В этот праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйкам рекомендуется воздержаться от уборки в доме, шитья и вязания.

В этот день нельзя было обсуждать людей, сквернословить, осуждать, заниматься пьянством. Домашняя работа на праздник также находилась под запретом.

Тех, кто ел на Преображение яблоки в одиночку, в будущем поджидали несчастья.

Если на праздник погода была теплая и сухая, ждали морозную, малоснежную зиму. И наоборот, январь со снегом, и мокрую осень предвещал дождь в этот день.

По погоде угадывали настроение осени: день без осадков предсказывал засушливую осень, дождь сулил дождливый сезон и урожай грибов. Яркое солнце 19 августа предсказывало холодную зиму. Считалось, если прогнать или убить насекомое 19 августа, это принесет несчастье. А если съесть яблоко, обмакнуть его в мед, загадав желание, то оно сбудется.

Преображение Господне – 19 августа в 2019 году

Преображение Господне в 2019 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Преображение Господне в 2020 году (19 августа)

Преображение Господне в 2021 году (19 августа)

Преображение Господне в 2022 году (19 августа)

Преображение Господне: история

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточнохристианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Событие праздника и его эортологическая динамика

Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: ”…да егда Тя узрят распинаема”»[1].

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя»[2].

Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник в православном богослужении

Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: «К 6 августа, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»[3].

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Читайте также:

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Посты

Библейские чтения

Праздники

Календарь
венчаний

Дни особого поминовения усопших 2019

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа; 1 день предпразднства (с 18 авг.) и 7 дней попразднства (по 26 авг.)

Историческое содержание

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: “Что значит встать из гроба?”» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках “Скрижали завета” – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.

В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.

Для любознательных читателей:

Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644;
Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913;
Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.

Преображение Господне: когда отмечают в 2019 году, что за православный праздник, традиции

Празднуем Преображение Господне или «Спас на горе». Август богат на православные праздники. 19 августа придет великий праздник—Преображение Господне или Яблочный Спас. Его еще называют «Спасом на горе». Из года в год его отмечают в одно и то же число. В народе считают что с 19 августа наступает осень: опускается температура воздуха, становится прохладнее.

В этот день в храмы люди несут яблоки и мед для благословения в знак признательности Богу за его любовь. На Спаса существует обычай угощать плодами голодных и нищих. Родителям, у которых умерли дети, не разрешается есть яблоки и виноград до Яблочного Спаса.

История праздника

Преображение Господне славный праздник, повязанный с евангельским удивительным событием. Перед Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фаворе явилась божественная человеческая сущность Иисуса Христа. Тогда Спаситель молился со своими учениками на горе и в какой-то момент очутился в свете божественной энергии.

Его лицо засияло как солнце, и одеяния обновились, и стали ярко сверкать. Кроме трех учеников, явление наблюдали ветхозаветные провидцы Илия и Моисей. Справа Спасителя стоял пророк Моисей, а слева—пророк Илия. Со Спасителем пророки говорили о его приближающихся мучениях, смерти и Воскресении.

Опираясь на историю, праздник ввел Григорий Просветитель в 4 столетии в Армении. Преображение сотворили за 40 дней до Пасхи, но в это время христиане придерживаются строгого поста, и праздник отодвинули. Ежегодно его отмечают 19 августа.

Традиции праздника Преображения Господня

В этот день в храмах прихожане молятся, чтобы Господь даровал освящение души вместе с освящением тела. До праздника запрещается срывать и лакомится свежими яблоками и другими фруктами, разрешается—огурцы и ягоды.

В народе верят, что на небесах в праздничный день угощают детей райскими яблочками, а тем, чьи родители не сдержались и скушали яблоко до праздника, им не дадут. В праздник необходимо освятить яблоки и покинуть в церкви, либо занести на могилу умершего ребенка.

В этот день за праздничным столом собиралась вся семья, родственники. Они пили чай, угощались яблоками с медом. Хозяйки выпекали пироги с яблоками, варили варенье. Пели песни и веселились. Те, кто имел свое хлебное поле, несли на освящение семена с колосьями, окропляли святой водой и молились над ними. Новым урожаем повелось угощать несчастных. Предки не уважали тех, кто этого не делал.

Приметы на праздник:

  • примечали какая погода на 19 августа, такая же она будет в январе;
  • если в этот день без дождя, осень будет сухой;
  • если в праздник ясный день, то ждать суровую зиму.

В праздник запрещается заниматься рукоделием—шитьем, вязанием. Нельзя убирать, что-нибудь строить, кушать яйца, мясо, есть жирные блюда.

Подпишись на наш канал “Интересная Россия” в Яндекс Дзен

Источники:
http://tayniymir.com/molitvyi/preobrazhenie-gospodne.html
http://my-calend.ru/holidays/preobrazhenie-gospodne
http://www.1rre.ru/295582-vtoroj-spas-v-avguste-2019-goda-chto-eto-za-prazdnik-i-kakogo-chisla-otmechayut-preobrazhenie-gospodne.html
http://www.pravmir.ru/19-avgusta-preobrazhenie-gospodne/
http://azbyka.ru/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista
http://ptoday.ru/blog/preobrazhenie-gospodne-kogda-otmechajut-v-2019-godu-chto-za-pravoslavnyj-prazdnik-tradicii/
http://elefteria.ru/90-psalom/

Ссылка на основную публикацию