Дживамукти йога: путь к развитию и освобождению

Стили йоги

Дживамукти-йога

Представляет собой практику, построенную преимущественно на исполнении виньяс. Процесс выполнения всего комплекса виньяс являет собой некое подобие прекрасного танца, неторопливого и очень вдумчивого. Естественно, занятие построено не только на выполнении движений тела, практикующие также занимаются пением мантр, чтением священных текстов, медитациями и слушанием музыки. Дживамукти-йога — это путь к очищению, самопознанию, совершенствованию не только своего тела, но и прежде всего сознания и ума. Для того чтобы достичь желаемого результата по максимуму, практикующему надлежит освоить систему вегетарианства.

Перевод термина «дживамукти» с санскрита имеет двоякую интерпретацию. Согласно первой, это «душа человека, которая сумела скинуть с себя оковы при жизни», согласно другой — это «практикующий, освободившийся от влияния законов кармы». В первую очередь практика эта носит ментальный характер. Основной целью данного учения является представление йоги как единой системы, вобравшей в себя и физическую, и духовную составляющую, результат которой — достижение просветления. По этой причине дживамукти-практика очень популярна среди приверженцев учения йоги, желающих не только развивать физические возможности своего тела посредством выполнения асан, но и привести в порядок свой внутренний мир, прийти к гармонии и с собой, и с окружающим миром. Добившись поставленной цели, ученику йоги откроется возможность формирования чёткого понимания себя, своего внутреннего мира, мира, который находится вне его. При этом физические возможности сами собой отходят на второй план.

Если вы уже определились с тем, что вам подходит именно дживамукти-стиль, вы должны чётко отдавать себе отчёт в том, что это достаточно жёсткая практика. Осваивать этот стиль нужно постепенно, медленно совершенствуясь как физически, так и духовно. Нужно набраться сил и времени, а главное, терпения, а когда будут достигнуты первые результаты, не останавливайтесь на достигнутом. Дживамукти-йогу, как, впрочем, и любой другой стиль этого древнего учения, практикуют всю жизнь и не видят предела совершенствованию.

Дживамукти-йога: истоки

Отправная точка развития данного направления — это путешествие по Индии двух американцев, Шэрона Гэннона и Дэвида Лайфу, во время которого им довелось практиковать дживамукти-йогу у истинных мастеров. По их утверждению, в Америке многие практикующие не придают особого значения главной составляющей йоги — философии. Так им пришла идея создания принципиально нового направления древнего учения. Вернувшись на родину, в Америку, эти два первопроходца, если можно их так назвать, принялись знакомить соотечественников с основами самосовершенствования и освобождения. Надо отдать должное Гэннону и Лайфу: среди западных людей они стали первыми, кто предпринял первые попытки преподавания и практических занятий йоги так, как то должно быть на самом деле, когда физические упражнения — это лишь средство на пути достижения высшей цели. Так на занятиях появились изучение религиозных писаний, пение мантр, дыхательные практики и многое другое.

1989 год был ознаменован тем, что был сформирован дживамукти-стиль и проведено первое занятие публичного характера, однако оно всё-таки было кулуарным. Тогда-то миру и открылось это направление. На сегодняшний день, по прошествии уже практически трёх десятков лет, дживамукти-йогу практикуют по всему миру. Немцы, россияне, канадцы, англичане, американцы и многие другие народы знают и любят этот стиль и с удовольствием ездят по миру и обмениваются опытом.

Приверженцы данного направления также являются вегетарианцами и яростными борцами за охранение природных ресурсов. Кроме того с этими адептами осуществляют тесное взаимодействие РЕТА и участники религиозного индийского движения Бхакти.

Дживамукти-йога: специфика

Каждый из нас, так или иначе, приходит к тому, что нуждается в освобождении, когда нам на определённом этапе развития приходится столкнуться с переоценкой ценностей и тем, что мы начинаем осознавать свою собственную ограниченность. Далее, естественно, последуют попытки сбросить эти оковы, для кого-то они станут мучительным жизненным этапом. Именно на решение этой задачи и направлена практика дживамукти-йоги.

Как ни странно, мы сами, своими поступками, поведением, опутываем себя этими оковами. Именно это осознание пришло к Дэвиду и Шэрону, которые под этой эгидой приступили к изучению древних индийских текстов и пришли к обоснованному выводу, что дурные помыслы, поступки, эмоции разрушают чакры. Карма, если она полна негатива, ослабевает их или совсем блокирует. Занятия дживамукти-йогой способствуют свободному прохождению энергии сквозь наши чакры, а значит, мы встаём на путь освобождения от всего того, что нас так тяготит и мешает идти дальше.

Данное учение сосредотачивает своих приверженцев на глубоком изучении текстов, содержащих священные писания. Ученикам будет предложено освоить асаны хатха-йоги, пранаямы, медитативные практики. Основная специфика дживамукти-йоги заключается в том, что она поощряет подход на творческом уровне к освоению. Основателями данного направления справедливо отмечено, что творческий подход позволяет ученикам в полной мере сконцентрироваться на духовной составляющей и максимально отстраниться от мира материального. Много времени в процессе практики отведено слушанию музыки и киртан в исполнении самих адептов.

Дживамукти-йоги: практическое занятие

Во время каждого занятия практикующие тщательно выполняют каждый из предложенных элементов. В основном занятие начинается с изучения одного определённого религиозного писания (на следующем занятие будет другое), далее, приняв необходимую позу, ученики погружаются в медитацию, затем наступает черёд исполнения асан, и только потом ученики поют мантры. Именно такой подход способствует комплексному развитию для гармоничного совершенствования разума и тела.

Конечно, такая последовательность может отличаться в незначительных моментах, поскольку каждый мастер придерживается индивидуального подхода. К примеру, небезосновательно считается, что исполнение определённых асан способствует выработке в организме особых химических веществ, которые в свою очередь направлены на глубокое медитативное погружение.

Выше уже было сказано, что основной результат — это то, что практикующему удаётся обрести душевное равновесие, поверить в себя, научиться не видеть границ и прийти к пониманию, что все препятствия создаёт себе он сам. Как ни странно, приходя на групповые занятия, многие люди не очень-то и рассчитывают на такие высокие достижения, однако под чутким руководством истинного мастера-йога они начинают добиваться первых успехов, а уже дальше всё получается само собой. Самое главное — не бросать начатое и не бояться трудностей!

Не стоит пренебрегать теоретической частью занятий, она помогает настроить своё тело правильно и подготовить его к достаточно сложным физическим упражнениям. Асаны же помогут раскрепостить чакры и сбросить блокировки. Нельзя опускать и благотворное влияние, которое, несомненно, оказывают физические упражнения: в организме появляется бодрость, улучшается настроение, приходит ощущение счастья, пропадают страхи и тревоги, нормализуется сон, тело становится гибким и привлекательным.

Что такое Дживамукти-йога? Основа стиля и 5 составляющих.

Дживамукти-йога учит быть счастливым, несмотря на весь предыдущий негативный опыт.

Основатели Дживамукти-йоги – супруги Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон. В конце 1970-х они долго жили в Индии и учились у великих гуру Свами Шивананды и Свами Нирмалананды. Сама жизнь показала, что западным жителям необходима такая практика, которая бы гармонично сочетала бы в себе развитие тела и духа. По приезду домой в Нью-Йорк Дэвид и Шэрон разработали свой уникальный метод. Дживамукти Йога — «джива» (санскр.) — душа, «мукти» — освобождение, таким образом, душа, которая получает освобождение при жизни. В основе стиля — Виньяса Шри Паттабхи Джойса и 5 основных составляющих:

  • Священные писания. Источники изучения – древние санскритские тексты: «Йога-сутры» Патанджали (священный текст, в котором показано, как преодолеть ментальные препятствия на пути к просветлению). «Хатха йога-прадипика» (руководство по технике хатха-йоги). Бхагавад-гита (здесь Кришна излагает три основных пути йоги: бхакти – преданность; карма – служение; джняна – познание). Упанишады (фундаментальные священные тексты, разъясняющие концепцию недуальной природы Бога).
  • Бхакти (Преданность). Считается, что целью всех практик йоги является богопознание. И поэтому поощряется атмосфера взаимопонимания и терпимости между различными религиями. Чтобы создать возвышенное настроение, используются алтари, религиозные картины и иконы. Применяется киртан (религиозные песнопения) и джапа (повторение имени Бога).
  • Ахимса (Отказ от насилия). Отказ от насилия основной нравственный принцип йоги, поэтому пропагандируется Нравственное вегетарианство. Защита животных. Деятельность по охране окружающей среды и социальная активность.
  • Музыка (Нада-йога). На занятиях по дживамукти-йоге музыка используется, чтобы утончить слух путем прослушивания вдохновенной духовной музыки во время выполнения асан.
  • Медитация. Она необходима, без медитации никакие достижения в йоге невозможны. Например, без медитации просто нет смысла в асанах.

Дживамукти-йога — это простой метод освобождения. В первую очередь, освобождение идёт от последствий кармических действий в прошлых и в этой жизнях. Эти последствия вызывают образование блокировок в чакрах, которые можно устранить при помощи выполнения упражнений (прогибы вперёд и назад).

Асаны выполняются в определённой последовательности. Они плавно перетекают из одной в другую, сочетаясь с дыхательными практиками. Все эти компоненты йоги помогают человеку в его занятиях, создавая гармонию. Так, физические упражнения Хатха-йоги провоцируют биохимическое изменение в организме, которые, в свою очередь, улучшают способность к медитации и изучению древних канонических текстов. Мантры сподвигают человека на совершение благих поступков. А медитация помогает развитию концентрации и внимательности, необходимых при выполнении асан.

Дживамукти-йога учит быть счастливым, несмотря на весь предыдущий негативный опыт и сложные жизненные обстоятельства.

И обязательно скажите преподавателю о любых травмах, которые у вас были, и вообще о любых проблемах со здоровьем.

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!

Юлия Ященко, преподаватель Дживамукти-йоги.

Дживамукти-йога: практика освобождения тела и духа

Предисловие Стинга

Я пишу эти строки в полночь, где-то над Северной Атлантикой, на борту самолёта ОС-10 на высоте 10700 метров. В самолёте нет никого кроме нашей группы, технического персонала и меня. Сорок усталых парней отсыпаются после длинной серии ночных концертов. Каждый вечер в новом городе, иногда в другой стране или даже на другом континенте. Все эти месяцы никто из нас не спал в своей постели, и 9 часов полёта на борту ПС-10 — удобный случай ухватить немного сна.

Из всех пассажиров только я один не сплю. Пока персонал и товарищи по группе похрапывают и мечтают о доме, я стою на голове где-то между перегородкой и пустой секцией эконом-класса. Час назад, когда я начал заниматься йогой, стюардесса бросала на меня удивлённые взгляды. Поймите правильно: я устал не меньше других. Но, увидев свободное место на полу, я сразу понял, что мне нужно. Мне захотелось позаниматься йогой. В небольшом окошке виднеется полная луна. Я воспринимаю вибрацию двигателей, которая передаётся через пол и ощущается с головы до ног. Она звучит как звук ОМ, усиленный мощью мотора в 6000 лошадей. И я вибрирую в нём вверх тормашками, с перевёрнутой улыбкой на лице. Воистину, это — полёт. Говорят, когда ученик готов, приходит учитель. Мой путь к йоге начался в 1990 г. Первый мой учитель, Дэнни, пришёл ко мне в студию в Лондоне и спросил, не интересуюсь ли я йогой. Я не имел представления о йоге, но был достаточно заинтригован, чтобы попросить его что-нибудь показать. Что он и сделал. Я был поражён его спокойной уверенностью, силой и гибкостью. Но ещё больше я удивился, когда попробовал сам повторить некоторые из этих движений.

Я всегда думал, что нахожусь в довольно хорошей форме. Этого требует моя работа. Когда я был моложе, то занимался лёгкой атлетикой и каждый день бегал. Но вот смогу ли я с прямыми ногами наклониться вперёд и положить ладони на пол? Не тут-то было. Не получилось и выполнить простой круг “приветствия солнца” — пришлось тяжело сопеть и пыхтеть, как паровоз. А мой учитель дышал ровно и без усилий. Поэтому я попросил его на следующий день зайти ко мне домой и поучить меня йоге. Мой дом в Лондоне связан с именем выдающегося скрипача Иегуди Менухина. Я думаю, что это не случайно: ведь именно Менухин в 1950 году первым попросил Б.К.С. Айенгара провести в Лондоне курс йоги. (Тот сад, где они ежедневно занимались йогой, теперь выглядит как огромный парк с высокими старыми деревьями.) И именно Менухин в 1966 г. написал предисловие к книге Айенгара “Прояснение йоги” (Light on yoga).

Я считаю большой удачей заниматься йогой в доме, где чувствуется энергия их садханы, глубина их знаний и сила устремлённости к йоге. Хотелось бы верить, что часть этой устремлённости перешла и ко мне, поскольку вот уже 10 лет я занимаюсь йогой, 6 дней в неделю. Я уверен, что именно йога наделила меня той энергией и концентрацией, которые я просто не мог бы обрести иначе. Работа на эстраде связана с большими физическими нагрузками, а создание песен немыслимо без живого воображения. Но практика йоги расширила мои возможности. Благодаря йоге, которая теперь неразрывно связана с каждым аспектом моей жизни, я начал гораздо лучше справляться с обязанностями мужа и отца, и мне стало легче общаться с людьми. Практика йоги научила меня познавать своё “Я”, и мне удалось пережить ряд прозрений, Например, теперь я чувствую, что моё тело несёт в себе голографически полную запись всего, что оно пережило за 50 лет. Страхи, предрассудки, сомнения — всё это каким-то образом отразилось в структуре тела, сказалось на его мышцах. Если тело закрытое и жёсткое, если оно сопротивляется переменам, то я замечаю, что крепко держусь за эмоциональные раны, пережитые в прошлом. Но когда я уверен в себе, бесстрашен и открыт, это тут же проявляется в лёгкости движений тела. Практика йоги дала мне инструменты для обнаружения и проработки тех аспектов моего бессознательного, которые могли бы скрыто мешать мне всю оставшуюся жизнь. Одним из побудительных мотивов моего обращения к йоге было желание ощутить бесконечность “Я”, а также узнать и испытать на себе различные проявления физического тела — и приятные, и болезненные. Эти испытания происходят на эмоциональном, интеллектуальном, психологическом, физическом и духовном уровнях. Я чувствую, что между умом, телом и божественным Духом существует взаимопроникновение. То, о чём я думаю, влияет на тонкие тела и на физическое тело, и наоборот, состояние физического тела влияет на ум, эмоции, интеллект и на то, что я называю душой. И всё это нераздельно. Вот что я узнал.

Мы вошли в новое тысячелетие, и я рад, что у меня есть возможность выразить свою веру в метод дживамукти-йоги. В своё время Б.К.С. Айенгар блестяще описал все тонкости возможных проявлений тела, ума и дыхания. Дэвид и Шэрон в своей книге воссоздают текучий танец жизни — во внешних и внутренних практиках йоги. Для меня и моей жены Труди они много лет были друзьями и учителями, Дэвид и Шэрон поддерживали нас и советовали видеть в йоге не только систему упражнений, но и путь в бесконечное. Книга, которую вы держите в руках, — результат опыта, знаний и работы многих поколений учителей. Это учебник того, как сделать жизнь глубокой и наполненной смыслом. И это отличный подарок миру.

Я чувствую, что характер вибрации самолёта изменился. Мы начинаем снижаться, и на восточном горизонте появляется первый луч света. Под нами сияют огни Нового Орлеана, и я благодарю наступающий день. Я благодарю своих учителей и их предшественников. И я благодарен всем тем, кто будет читать эту книгу и продолжит свой путь к Самопознанию и Счастью.

Источники:
http://yogajournal.ru/blogs/yuliya-yashchenko/chto-takoe-dzhivamukti-yoga-osnova-stilya-i-5-sostavlyayushchikh/
http://samopoznanie.ru/articles/sheron_gennon_i_devid_layf_dzhivamukti-yoga_praktika_osvoboz/
http://yogajournal.ru/blogs/aleksandra-efimova/kho-oponopono-tekhnika-ispravleniya-lyuboy-situatsii/

Ссылка на основную публикацию