Мнение мировых религий о реинкарнации

6. Зороастрийцы

Зороастризм (بهدین»‎ — благая вера) — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (زرتشت‎, Ζωροάστρης), полученном им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Они верят в Ахура Мазду — «мудрого бога», благого творца, и в Заратустру, как единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.

Учение Заратустры было одним из первых, готовых признать личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь — мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, язаты ведут душу в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти). Распространена также концепция Моста Чинвад, ведущего в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад.

Учение Заратустры было одним из первых, готовых признать личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, избравших Ложь — мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, язаты ведут душу в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти). Распространена также концепция Моста Чинвад, ведущего в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого они проваливаются в ад.

Китайская философия

Жители Поднебесной отвергают посмертное возвращение в тело. Китайцы верят, что после окончания земного пути дух продолжает существовать, но в другой ипостаси. Ему предстоит долгое путешествие по загробному миру , и подготовиться нужно при жизни.

Этим объясняются пышные захоронения царственных особ и вельмож: в усыпальницу клали вещи, нужные «на том свете». Чем богаче человек был в этом мире, тем больше уносил с собой в могилу.

Культ предков в Китае

У китайцев развит культ предков: они считают, что прародители становятся охранниками ныне живущих членов семьи. Великий мудрец Конфуций, ставший основоположником философского течения, полагал, что нам не дано постигнуть таинства рождения и ухода.

Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?


Лама – земное воплощение Бодхисаттвы. Согласно легенде, существо стало Буддой, чтобы заботиться о людях. Нынешний далай-лама родился в 1935 году в Тибете. Это его 14-е воплощение, в котором он Тензин Гьяцо.

О Боге и о религиях

О Боге и о религиях Ох… Глубокий вдох и выдох. Самая сокровенная и интимная тема для искренней ищущей души. У такой души данное понимание занимает главенствующее место в сознании, трепетно оберегаемое ей от вторжений извне. Скажу сразу, не существует экспертов в этом

О ложных религиях Однако способы поклонения первому Существу, употребляемые у разных Народов, Представляют нам, подобно прочим установлениям, Разногласия и непрестанные и произвольные отмены как в практике, так и в теории, так что из всех Религий не находится и двух,

Реинкарнация в исламе

Принято считать, что реинкарнации в исламе, как и в большинстве ортодоксальных мировых верований, не существует. Большинство мусульман придерживаются традиционных взглядов на жизнь после смерти. Немногие стремятся ознакомиться с работами мусульманских мистиков, которые занимались расшифровкой строк Корана, уделенных проблеме перерождения в посмертии.

Прозрачной информации о реинкарнации в Коране нет, и принято считать, что Магомет не говорил ничего на эту тему. Этот источник вскользь затрагивает вопросы перерождения духа после разрушения физического тела. Однако, как и любые другие вероисповедания, ислам учит тому, что Бог создал человека не для того, чтобы он умер. Коран содержит мысли о возрождении и обновлении. Вот как звучит один из аятов писания:

Он — тот, кто даровал жизнь вам, и Он ниспошлет смерть вам, а затем снова жизнь.

Несложно догадаться, что речь идет об Аллахе. Существует еще несколько строк из Корана, которые также говорят о реинкарнации, однако, одновременно служат предупреждением для идолопоклонников:

Аллах сотворил вас, дал вам заботу и по воле Его вы умрете, а после снова будете жить. Способны ли идолы, называемые вами богами подарить вам то же самое? Слава Аллаху!

И хотя эти строки прозрачно намекают на возможность перерождения души в обновленном физическом теле, их принято толковать в качестве обещаний воскрешения. В целом, все упоминания о воскресении в Коране так или иначе соприкасаются с вопросом реинкарнации и могут толковаться именно как обещания перерождения, а не воскресения.

Исламское учение представляет человека как душу, способную воскреснуть в виде духа. Тела все время созидаются и уничтожаются, а душа бессмертна. После гибели тела она может быть воскрешена в другом, что и есть реинкарнация. Суфии и прочие мусульманские мистики толкуют Коран именно так.

Если верить трактовкам Корана, которые принято считать традиционными, после смерти человеческая душа попадает на ангельский суд. Ангелы в исламе — посланники Аллаха. Неверных они отправляют в Джаханнам, который можно назвать аналогией ада — это место для вечных мучений после смерти. Несмотря на то, что некоторые трактовки Корана уверяют, что попасть туда можно только после воскресенья, принято считать, что душа попадает туда именно после смерти.

Достойные правоверные мусульмане не попадают на суд ангелов. Ангелы приходят за их душами и провожают их в райские сады. Истинная награда за безгрешие ожидает их исключительно после воскресения, однако ожидают они его в более приятной атмосфере, чем неверные. Кроме этого, существуют исламские ангелы, которые проводят так называемый суд в могиле. Он представляет собой допрос о добрых и злых делах, и проходит он прямо в могиле погребенного. Существует даже традиция — близкие шепчут на ухо усопшему советы, которые должны помочь ему на этом суде и попасть в мусульманский рай. Таковы общепринятые убеждения касательно загробной жизни в исламе.

Вместе с тем, известно, что суфии считали идею реинкарнации основополагающим принципом веры в загробную жизнь. На нем было выстроено учение сирийских суфий — друз. В последнее время именно эти принципы оказывают влияние на мнение ортодоксальных мусульман. Мудрость суфий считается утраченной, однако известно, что их учения имело мощную связь с древними религиозными верованиями.

Сложно судить, что является ересью, а что — правильной трактовкой Корана. Так утверждал сам Магомет:

Коран ниспослали на семи языках, и каждый его аят имеет и явное и тайное значение. Божий вестник даровал мне двоякое понимание. И учу я лишь одному из них, потому что открой я и другое — это понимание разорвало бы им горло.

Поиск эзотерического смысла в Коране, с учетом этого, действительно имеет смысл. Тайное значение его текстов содержало информацию о реинкарнации и многих других интересных явлениях. Однако со временем она была забыта. Некоторое время учение о реинкарнации и перерождениях, принципы посмертной жизни которых отличались от традиционных, считались еретическими.

Вера в переселение душ не подвергает опасности мусульманина. Несмотря на это, репутации еретика многие опасаются, и на данный момент реинкарнация в мусульманстве трактуется исключительно как часть суфийской традиции. Многие теологи отмечают, что идея реинкарнации способна примирить мусульманскую мораль с религиозным учением. Страданиям невинных людей можно найти причины в виде грехов, совершенных в прошлых жизнях.

Идею о том, что христианство и реинкарнация — учения, которые шли рука об руку в самом начале зарождения христианской веры, ввела Елена Блаватская. Идею реинкарнации она принимала как основополагающий принцип устройства Вселенной, поскольку в той или иной мере она присуща всем религиозным учениям мира. Елена Блаватская была уверена в том,что наличие идеи реинкарнации в христианстве было намерено скрыто недобросовестными популяризаторами этого религиозного учения. По ее словам, изначально учение Иисуса Христа содержало в себе идею переселения душ.

Реинкарнация в христианстве

Как известно, христианство на сегодняшний день не признаёт идею реинкарнации . Тут уместно задать вопрос: “А всегда ли было так?”. Сейчас появляются доказательства того, что она специально была убрана из священных писаний.

Несмотря на это, в Библии , а особенно в Евангелии, всё ещё можно найти отрывки, подтверждающие то, что идея перевоплощения души присутствовала в христианской религии.

“Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше…” Отрывок из Евангелия от Иоанна, Глава 3

Хочу заметить, что, слово “свыше” в переводе с греческого также означает: “снова”, “заново”, “опять”. Это значит, что данный отрывок можно перевести немного иначе, а именно: “…должно вам родиться снова…”. В англоязычной версии Евангелия используется словосочетание «born anew», что означает “родиться заново”.

Из книги пророка Малахии

На первый взгляд никакого скрытого смысла в этих словах нет. Вот только данное пророчество было сделано в V веке до н. э., а это через четыреста лет после жизни Ильи. Получается, Малахия утверждал,что пророк Илия вновь ступит на Землю в новом обличии?

Также недвусмысленные слова произносил и сам Иисус Христос: “И спросили Его ученики: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе”.


Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Что такое реинкарнация

Не только глубоко верующие и религиозные люди верят в наличие у каждого человека души. В это верят и те, кто сомневается в существовании Бога. По мнению таких людей, у каждого из нас есть некая духовная сущность, которая живет вечно и может существовать без тела. Верующие христиане и мусульмане считают, что душа после смерти попадает в рай или ад, но есть и официальные религии, догматы которых гласят, что душа переселяется. Речь идет, например, о буддизме, даосизме, индуизме.

Есть множество людей, близких к атеизму, которые все равно верят в реинкарнацию и карму. Они верят в наличие души и в то, что человек не умирает полностью, «воскресая» в иной телесной оболочке.

Девочка рассказывала маме с папой, что умерла от того, что у нее закончился воздух и ей было сложно дышать. Также она добавила, что перед смертью ей очень хотелось есть. В тот период в Лондоне действительно был голод. Мама девочки отмечала, что в младенчестве этот ребенок кушал очень много, будто она не могла наесться. Также девочка упоминала остроугольные монеты, на которых был нарисован король. Такие действительно существовали в то время.

Похожие книги на litres.ru

Считается, что Судный День разделит все живые существа на три группы: праведников (тзадиким), нечестивцев (рашим), а также на тех, у которых есть и плохие и хорошие качества (беноним). Первая группа обретёт жизнь вечную на небесах, второй суждены мучения в аду, а члены третьей группы вновь родятся в человеческом теле и получат возможность самосовершенствования на Земле [1].

Реинкарнация в Буддизме

Буддизм возник в Индии 2 500 лет назад как оппонент класса фанатиков-священнослужителей (брахманизма), усматривавших в ведических текстах призыв к жертвоприношению животных. Поэтому путь Будды (от санскритского будх — «просветленный») рассматривался как иноверческий, хотя с исходным вероисповеданием, индуизмом, имел много общего, включая собственно буддийскую трактовку явления реинкарнации.

К сожалению, вокруг учения самого Будды о душе и реинкарнации разгорелись дискуссии и споры; существует даже мнение, что Будда вообще отрицал обоснованность этих понятий. Такая точка зрения, по крайней мере, в какой-то степени, характерна для особой разновидности буддизма, получившей название Теравада, — южноиндийской философской школы, которая учит, что живое существо не обладает вечной душой (оно-анатман), следовательно, не существует и «я» для нового рождения.

Глубокие исследования, однако, позволили обнаружить высказывания Будды, в которых он недвусмысленно говорит о своем отношении к учению, отрицающему существование души:

О монахи, есть аскеты и брахманы, которые несправедливо, всуе и лживо винят меня: «Этот отшельник Гаутама проповедует разрушение, уничтожение и умерщвление живущих существ». Они считают меня, порицая, тем, кем я не являюсь, и осуждают за слова, которых я не говорю.1

Мысль о повторных рождениях подразумевается в буддизме: просветленного состояния (буддхи), говорят буддисты, нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет. Ученый-буддолог Эдвард Конзе пишет: «Состояние Будды — одно из высших совершенств, которого можно достичь, и для буддистов является самоочевидным, что для того, чтобы достичь его, потребуется прикладывать колоссальные усилия на протяжении многих жизней».2

Дальнейшие свидетельства веры в реинкарнацию мы находим в «Сказаниях Джатаки» («Рассказах о рождении»), которые, согласно преданию, первоначально были рассказаны самим Буддой; это 547 рассказов о прошлых воплощениях Просветленного. Эти повествования, часто в аллегорической форме, описывают странствия Будды в различных телах и рассказывают, как человек может достичь Просветления, следуя изложенным в них принципам. В сказаниях подробно говорится о том, как Будда принимал тела девов [полубогов — примеч. ред.], животных и даже деревьев, чтобы помочь душам, находящимся в различных обусловленных состояниях, достичь освобождения; таково было его сострадание. Широко известная маха-кавъя («великое высказывание») буддийской традиции гласит: «Нет такой части Земли, где бы Будда не жертвовал своей жизнью ради живых существ»8. В одном из сказаний он воплощается в теле слона и приносит одной женщине великие жертвы, главным образом тем, что стачивает для нее свои бивни. Запомнив его самоотверженность в этой жизни, в следующей она становится его учеником и, в конце концов, — великим святым. Реинкарнация играет центральную роль почти во всех 547 сказаниях «Джатаки».

3 Лекция Далай Ламы «The Buddha Nature» на аудиокассете (июль 21, 1981). Доступна в Теософском Обществе, Уитон, Иллинойс. Цитируется по: Sylvia Cranston and Carey Williams, Reincarnation: A New Horizon in Science, Religion, and Society (N.Y.: Julian Press, 1984), p. 240.

Расхождения во мнениях

И всё же единодушного принятия реинкарнации в иудейском мире как не было раньше, так нет и сейчас. Объяснений тому предостаточно. Так, приверженцы иудейской традиции, отрицая учение реинкарнации, заявляют, что сама эта идея была заимствована от неиудейских философов и получила признание лишь в поздней форме иудаизма в IX — X веке н. э.

С этим утверждением нельзя согласиться. Так, Раввин Мозес Гастер, занимающий ортодоксальную позицию, хотя и соглашается с тем, что учение реинкарнации восходит к классической греческой философии, тем не менее утверждает, что подобное представление является неотъемлемой частью иудейского мышления и, возможно, берет свое начало от самого Адама. Он пишет: «Истоки эзотерических учений иудаизма затеряны в глубокой древности, и к тому времени, когда в конце концов появились на свет, позади они имели уже довольно долгую историю. Поэтому ошибочно датировать появление метемпсихоза (греческое название реинкарнации) среди иудеев IX — X веком лишь потому, что метемпсихоз стал тогда достоянием общественной мысли. Еврейские учителя оккультных наук никогда не сомневались в иудейском характере его происхождения, пришедшем издревле. Спрашивается, не являлось ли оно частью небесного таинства, ниспосланного Адаму и передававшегося от него из поколения в поколение через великих мужей прошлого?»

Еще одна причина неоднозначного отношения к реинкарнации в иудаизме состоит в том, что само понятие «душа» — основной объект, участвующий в процессе переселения — в разных течениях иудаизма представляется по-разному. В одних душа и тело рассматриваются как неделимое целое. (Тогда переселение становится невозможным хотя бы потому, что тело по истечению биологического срока жизни подвергается тлению и вскоре уничтожается. А что же душа: так и витает над местом его погребения?) В других к этой неделимости души и тела добавляется еще, что тела, которые выглядят одинаково, делят между собой одну душу. (Непонятно всё же, по какому признаку тела считаются одинаковыми? По расовой принадлежности, по национальности, по внешнему виду и антропометрическим характеристикам, еще по чему-то? Но если даже взять наиболее близкие биологически тела — однояйцовых близнецов, то при всей их идентичности каждый индивид всё же обладает собственным сознанием. Что же тогда, душа как носитель сознания поочередно посещает то одного, то другого из них? А ведь, кроме двойняшек, бывают еще и тройни, если не больше!) В третьих, например по Калибресу, душа подразделяется на шесть частей, или аспектов, и считается, что в материальный мир возвращаются только те ее части, которые нуждаются в дальнейших наставлениях. Во истину, отсутствие простоты порождает путаницу!

Древнейшие священные писания, основанные на традиции Веданты, при рассмотрении фундаментальных вопросов о взаимоотношении души и тела руководствуются довольно доступными и весьма наглядными категориями. Стивен Дж. Розен, автор целой серии книг, посвященных метафизическим вопросам, и главный редактор религиозно-философского журнала «Изучение вайшнавизма», предлагает, исходя из положений Веданты, ответить на следующие вопросы: «Могу ли я сознавать свое тело? Могу ли я сознавать свою руку? Ноги? Лицо? Сердце? Ум? Ответ совершенно конкретный: да, я могу сознавать любую часть моего тела, испытывать в ней наслаждение или боль. А может ли тело само себя сознавать? Ответ ясен: нет. Это я сознаю мое тело.

Реинкарнация в мировых религиях

Муниципальное общеобразовательное учреждение.

Средняя общеобразовательная школа № 30

Творческая работа на тему:

«Реинкарнация в мировых религиях»

Руководитель проекта: Каргаева Е.Н.

Выполняла ученица 9 А класса:

г. Тольятти 2009г.

Почему я выбрала эту тему?

Со временем, многих людей начинает мучить вопрос:

«Что-же ждёт нас после смерти?»

Закончится ли жизнь с остановкой сердца, или-же наша душа может продолжить своё существование дальше? Существует ли на самом деле реинкарнация, или так называемое «переселение душ»?!

Многие люди видят в этом существенную проблему, т.к. многих пугает неизвестность.

Возможно, этот проект развеет многие мифы и догадки, связанные с реинкарнацией.

Что мы можем знать о смерти, когда мы не знаем о жизни?

Что такое жизнь? Ребенок, родившись, может видеть жизнь, слышать ее звуки, ощущать тепло. Иногда новорожденный просыпается сразу, как только покинет утробу матери, иногда рождается спящим. Затем ребенок вырастает и, прожив жизнь, умирает. Куда уходит его жизненная сила? Что означает это короткое пребывание на Земле? Все живые существа рождаются и умирают. Большинству из нас так ничего и не удается узнать о жизни и смерти. Поскольку множество ответов на вопросы о жизни окутано религиозными и философскими тайнами, лишь немногие люди могут найти время, чтобы глубоко в них разобраться. Мы рождаемся в невежестве, нас воспитывают родители, которые сами, за редким исключением, приходят в замешательство, когда речь заходит о смысле жизни, и большинство людей уходит из жизни таким же образом – в невежестве. Неужели у нас нет выбора? На протяжении веков неожиданно много разумных, не фанатичных мыслителей верили в то, что он есть.

В различных исторических традициях теория реинкарнации основывается на том, что жизнь – это всего лишь один кадр в киноленте времени и что тело, в котором мы находимся сейчас, является не первым, а всего лишь очередным. Сторонники реинкарнации говорят, что “тип и марка” нашего тела как некоего средства передвижения соответствует результатам деятельности, которой мы занимались на протяжении всего пути предыдущих жизней, и что деятельность в настоящей жизни отразится на состоянии тела, которое мы получим при следующем рождении. Принцип, согласно которому текущие события влияют на будущие жизни, на санскрите называется кармой, и именно он определяет логику реинкарнации: закон кармы гласит, что за каждым действием следует ответное противодействие, совсем как по Третьему закону Ньютона. Реинкарнацию можно рассматривать как пожинание плодов своей предыдущей деятельности: делаешь добро – получаешь хорошее тело, делаешь зло – получаешь плохое тело. Так же, как при покупке нового автомобиля, желание новых “типа и марки” тела основывается в значительной степени на стремлении обрести новые способности. В ответ на наши желания и в соответствии с нашим поведением в настоящей жизни материальная природа готовит для нас следующее тело. И если мы того заслужили, нам могут предложить лучшую “модель” с усовершенствованными характеристиками. Физическое состояние нашего средства передвижения отражается в банке кармических счетов. У этого принципа есть библейский эквивалент: “Что посеешь, то и пожнешь”. Платон перефразировал его в “Республике” (617): “Бог безупречен: человек сам выбирает свою судьбу, совершая хорошие или плохие поступки”. Но наша карма не является нашей судьбой. Несмотря на ошибки, допущенные в этой или прошлых жизнях, мы можем взяться за то, что отложили на потом и начать оплачивать долги, или “уравновешивать” нашу карму. По своей бесконечной любви и милосердию Бог дает нам возможность учиться на ошибках. Вот почему Он дает нам более чем одну жизнь. Уравновешивание кармы не обязательно должно быть утомительным, болезненным процессом. Это может стать радостным переживанием, если вы знаете, как это делать.

Логика реинкарнации диктует следующее: если мы ведем себя как животные в этой жизни, то в следующей можем получить тело животного. Кто-то спросит: “Кто же захочет быть животным?” Но наши поступки зачастую изобличают наши истинные желания, а определенные действия – удовлетворение различных необузданных влечений – легче осуществляются в более крепком теле животного. Каждое тело наделено особой чувственной силой. Человеческое тело уступает телу газели в скорости, телу тигра – в мощности пищеварительной системы. Реинкарнация дает нам то, что мы в действительности хотим получить, чего мы добиваемся своими поступками. Иногда человеческое тело просто не позволяет нам испытывать чувства, которые необходимы для удовлетворения наших желаний.

Мы можем сомневаться, что “человеческая душа” вообще способна вселяться в тело животного. И обладают ли животные душами? Каждый, кто заглядывал в глаза кошке или собаке, знает ответ на этот вопрос. Биолог Эдвард Сайке красноречиво подтверждает эту мысль:

Мы наделены эмоциями, волей и интеллектом, но эти способности исходят уже не от тела, а от чего-то более тонкого – будь, то разум или душа. Нам известно, что животные также проявляют эмоции, разум и определенные собственные индивидуальные особенности. Согласно этим признакам, как люди, так и животные обладают телом и душой. Дело в том, что для того, кто верит в существование человеческой души, нет никаких оснований – ни с позиции очевидных фактов, ни с позиции логики – отрицать, что у животных также есть душа. Если кто-то будет отрицать, что у животного есть душа, тогда ему придется доказывать, что таковой обладает человек.

Слово “реинкарнация” появилось в английском языке в середине XIX столетия. Оно состоит из пяти латинских слов: re- = “снова”; in = “внутрь”; carn = “плоть”; ate = “причинять, или становиться”; и ion = “процесс”. Поэтому реинкарнация дословно означает “процесс попадания снова в плоть”.

Слово трансмиграция, которое часто используется как синоним реинкарнации, намного старше, оно также пришло из латыни: trans- = “через”; migr- = “ходить, или двигаться”; -ation = “процесс обусловленности или становления”. Трансмиграция – это “процесс движения насквозь, от одного к другому”. Этот термин употребляется так же, как и реинкарнация, для обозначения процесса переселения души из одного тела в другое. Не следует путать реинкарнацию с воскресением из мертвых, которое определяется несколько иначе. Если реинкарнация подразумевает жизненную силу (душу), оставляющую тело, то воскресение относится к религиозному верованию в то, что однажды мы снова оживем в том же теле, оставаясь той же личностью, с теми же семейными связями, которые мы имели во время пребывания на Земле.

Что подвергается реинкарнации?

Может ли кто-либо доказать, что мы – духовные сущности, что мы – вечные души, временно пребывающие в материальном теле? Дж. Пол Вильяме из колледжа Холиоук задается вопросом:

Тот факт, что у нас нет непосредственного знания о душе, которая не существует вне тела. не должен приводить нас к заключению, что [души] не существует вообще. Типичная реакция материалистов на такого рода заявления сводится к их призыву придерживаться достоверных фактов. Но сам ученый-материалист, безусловно, не ограничивается только результатами непосредственного опыта. Неужели кто-то когда-то смог почувствовать атом или электрон? Вся концепция строения атома является умозрительной; ее принимают, потому что она согласуется с представлением о соединении элементов, потому что она дает объяснение специфическим меткам, которые в определенных условиях появляются на фотопластинках. Пусть никто не думает, что достиг совершенной способности мыслить, если он признает основанную на умозаключениях логику в физике, но отрицает ее в теологии.

В конечном счете, во что бы мы ни верили, что-то отделяет живые существа от неживой материи. В жизни что-то присутствует, чего нет в смерти. Во время смерти физические и химические компоненты тела остаются на месте: сердце, мозг, скелет и все химические вещества, присутствующие в живом теле; но что-то еще, другое, что-то “нефизическое” покидает его. Как бы вы ни предпочитали ее называть, именно эта нефизическая жизненная сила отличает живое тело от инертной химической оболочки. Что мы знаем об этой уникальной составляющей, которая заполняет собой тело?

Сознание – наиболее фундаментальная часть человеческого существа, нет ничего более сокровенного или более непосредственного. Непосредственный опыт, умозаключения, логика, религиозное верование и эмпирические наблюдения – всё сходится на том, что внутри тела существует некая энергия сознания. Эта энергия сознания является тем, кто обдумывает мысли и испытывает чувства. Тело – это инструмент; а сознательная энергия – игрок на этом инструменте. Я являюсь мозгом или нервной системой не больше, чем гитарист является гитарой, на которой он играет. Более того, если гитара поломается, то вовсе не обязательно, что вслед за ней выйдет из строя и музыкант. Аналогично, если мое тело разрушается, мне не обязательно разрушаться вместе с ним.

Куда энергия уходит из тела во время смерти? С точки зрения физиологии, клетки нашего тела постоянно разрушаются и умирают, и приблизительно через семь лет клеточная структура тела полностью обновляется. В “Человеческом мозге” профессор Джон Пфайфер замечает, что “в нашем теле нет ни одной молекулы, которая оставалась бы неизменной в течение семи лет”. За семидесятилетний период жизни человек физиологически “умирает” и “возрождается” 10 раз; и хотя промежуточные “смерти” не подразумевают реинкарнации как таковой, они предоставляют нам замечательную возможность взглянуть на свои прошлые “жизни”: младенчество, детство, юность и зрелость. Строго говоря, это не предыдущие жизни: имеющиеся факты свидетельствуют о том, что реинкарнация крайне редко позволяет сохранять воспоминания о предыдущих жизнях в новой жизни. Эти прежние физические “я” больше уже не существуют. Разные тела, одна и та же личность – вот простое упражнение для развития способности различать духовное и физическое “я”, видеть разницу между тем, чем мы себе кажемся, и тем, чем являемся на самом деле.

А что касается потери памяти при переходе от одной жизни к другой, то в настоящее время имеется достаточное количество все прибывающих научных данных, убедительно объясняющих причину забывчивости. Бенджамин Уокер в своей блестящей книге “Маски души” очень убедительно пишет об этом:

Этому может быть несколько объяснений. Для начала стоит упомянуть об утрате переживания смерти, случившейся в предыдущем воплощении, которая изглаживает из памяти большую часть воспоминаний того, что с нами происходило. В свою очередь, в новой жизни, когда ум опять готов к свежим переживаниям, травма рождения фактически стирает все, что было прежде. Не следует забывать, что тело – место расположения органов чувств и инструмент вовлечения нас в материальный мир – можно рассматривать и как помеху, и как помощника нашей способности вспоминать прошлое. Возможно, воспоминания о предыдущей жизни значительно усложнили бы наше современное существование. Они внесли бы путаницу, заставив нас в настоящей жизни одновременно столкнуться с проблемами нескольких и более жизней. . Кроме того, утверждают, что воспоминания служат человеку помехой в испытаниях. Борьба души, продолжающаяся из жизни в жизнь, должна быть свободна от пагубного влияния ее прошлого.

Реинкарнация и западная культура

Хотя идеи реинкарнации обычно связывают с великими мыслителями Востока, это понятие имеет длинную, славную историю и в западной культуре. Известный историк Сирани Дер Нерсессян, говорит, что Аполлоний, знаменитый философ-пифагореец, живший до нашей эры, совершил путешествие из Эфеса в Индию и многие секреты брахманов, заимствовав их там, привез на Запад. Греческий историк Геродот (V в. до н. э.) полагал, что египтяне были первыми приверженцами реинкарнации, но сами египтяне подлинным источником представлений о трансмиграции признавали Восток, в особенности Индию.

На Западе реинкарнационистские идеи восходят к VI веку до н. э., приблизительно ко временам Орфея и немного позднее, Пифагора. Сократ, о котором мы знаем по сочинениям его ученика Платона (III в. до н. э.), трактует значение слова “душа”, ссылаясь на орфических поэтов. Они рассматривали тело как темницу для души, отбывающей тюремное заключение в материальном мире. Орфизм развился в оккультное течение и получил известность благодаря связи с популярным богом Дионисом (еще одно имя, неразрывно связанное с реинкарнационистским мышлением).

Имя Пифагора также тесно связано с ранним учением о реинкарнации. В “Метаморфозах” Овидия приводится речь Пифагора, в которой он полностью поддерживает идею трансмиграции. Согласно Диогену Лаэртию (I в. н. э.), одному из известнейших биографов Пифагора, великий философ был первым, кто сказал: “Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью”. Кроме того, Диоген записал, что Пифагор заявлял, будто он способен воскрешать в памяти свои прошлые жизни. Ямблих, биограф IV века н. э., добавляет, что Пифагор к тому же старался помочь и другим восстанавливать детали из их прежних жизней.

Выдающийся греческий философ Платон, как и его учитель Сократ, бесспорно, были самыми ревностными из западных сторонников учения о реинкарнации. Несомненный вес и значение “метемпсихоза на Западе, – свидетельствует “Британника” (11-е изд.), – обусловлено тем, что его принимал Платон”. Первое упоминание Платона о реинкарнации содержится в произведении “Мено”, где Сократ отчетливо излагает и поддерживает эту идею. Позднее идея реинкарнации нашла более полное развитие в “Федо”, где Сократ говорит, что душа невидима, ни с чем не смешивается, всегда одна и та же и вечна; что душа бессмертна и не перестает существовать после смерти. Сократ говорит, что в этой жизни существо на самом деле не узнает новое, а, скорее, припоминает истины, известные из прошлых жизней.

Главный ученик Платона, Аристотель, тем не менее, не разделял энтузиазма своего учителя относительно идеи о реинкарнации. Не делали этого и более поздние школы стоицизма и эпикурейства, которые принижали значение этого учения. Сразу после жизни Иисуса ранняя Римская империя явилась свидетельницей возрождения реинкарнационистского мышления. Плутарх (46-120 гг. н. э.) так же убедительно излагал концепцию трансмиграции, как делал это Порфирий в III веке. Порфирий часто ссылался на митраистов как источник информации относительно реинкарнации. Этот факт, в свою очередь, позволяет ученым считать, что понятие реинкарнации было распространено в раннехристианских сектах.

Глава I ИНДУИЗМ

Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так в момент смерти она переходит в другое тело.

В Индии, на древней священной земле Кришны, Рамы, Будды и бесчисленных аватар (Божественных воплощений), реинкарнация воспринимается как реальность, очевидная и для скромного дворника, метущего улицу, и для эрудированного пандита (ученого), и для праведного садху (святого праведника). Несмотря на то, что существует определенный контингент ученых, заявляющих, что понятие реинкарнации можно найти лишь в индийской философской литературе позднего периода, а не в подлинных священных писаниях – Ведах, тем не менее, упоминание об этом явлении встречается и в ранних ведических произведениях: «Тот, кто произвел ее на свет, не знает ее. От того, кто созерцает ее, она сокрыта. Она спрятана во чреве своей матери. Рождаясь множество раз, она пришла в этот мир в страдании». Подобные упоминания буквально пронизывают «Аватара Веду», «Манусамхиту», «Упанишады», «Вишну-пурану», «Бхагавата-пурану», «Махабхарату», «Рамаяну» и другие древнейшие тексты Индии, входящие либо в изначальную санскритскую Веду, либо относящиеся к числу ведических литературных произведений, которые считаются дополнительными.

В приведенной выше выдержке затрагивается действие закона кармы. Слово карма происходит от глагольного корня кри – «делать» или «действовать» – слова, выражающего причинную связь. Карма имеет негативный аспект, известный как викарма, что примерно переводится как «плохая карма». «Плохая» в том смысле, что она связана с порочной или низменной деятельносьтью, которая приводит к последующему рождению в более низких видах жизни и, как отрицательный результат, привязывает душу к миру рождения и смерти. Положительная же карма подразумевает благотворительную, милосердную деятельность, результатом которой является желаемая реакция – награда в виде материального благополучия, что также привязывает душу к материальному миру. Наконец, существует категория действий, получившая название акарма; она подразумевает духовную деятельность, не вызывающую материальных реакций. Только акарма высвобождает нас из круговорота рождений и смертей, избавляет от любых реакций – положительных и отрицательных, привязывающих нас к этому миру двойственности; она дает душе возможность вернуться к ее первоначальной природе.

Духовная деятельность имеет благочестивое происхождение. Священные писания мировых религий в целом разделяют мнение о духовной деятельности, считая, что она возвышает человека как над «хорошей», так и над «плохой» кармой.

В ведических текстах содержатся положения, четко и со всей определенностью разграничивающие три вида деятельности: хорошую, плохую и трансцендентную.

Как учит индуизм, людей побуждает к действию в основном их представление о том, что принесет им наиболее скорую выгоду. Отсюда вытекают предпосылки к различному социальному или антисоциальному поведению, которое приводит, с одной стороны, к удовольствию, связанному с жизнью «высокоразвитых» человеческих существ, с другой – к страданию от повторных смертей и рождений в разнообразных телах низших видов. Правила, регулирующие высокое или низкое рождение, занимают сотни томов ведических и постведических текстов, но ученые усматривают в традициях индуизма три взгляда, определяющих отношение к смерти:

Творческая работа на тему:

Наука следит за переселением душ

Реинкарнация сегодня не только является частью многих религиозных систем, но становится предметом научного изучения. Большинство ученых относятся к этому явлению скептически, однако находятся и такие, кто готов проверить бессмертие души экспериментально. В этой связи проводятся специальные исследования головного мозга.

Сложно сказать, когда человек впервые задумался о переселении душ как явлении, но даже сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать миф это или реальность, до сих пор не нашедшая научных доказательств. Многие люди верят в неё, но наука относится настороженно. Учёным нужны точные доказательства, факты, экспериментальные подтверждения, которых пока не хватает.

Реинкарнация является частью ряда религиозных систем. Это представление о посмертном существовании человека, душа которого, по мнению представителей тех или иных конфессий, возвращается в мир вновь и вновь.

Мысль о переселении душ корнями уходит в историю человечества. Первые подобные воззрения появились в глубине древнейших культур, например, в Индии, где понятие реинкарнации было связано с кармой. Индивидуальная душа джива-атман переходит от одних уровней существования к другим в зависимости от деяний человека.

В религии Древнего Египта душа усопшего способна к перевоплощению во всевозможных животных. Античные философы Пифагор и Эмпедокл верили в переселение душ и считали, что они сохранили воспоминания о своих прошлых существованиях.

Друиды – кельтские священники – также верили в перевоплощение. Они полагали, что человеческие души бессмертны, после смерти души переселяются в другое тело. Даже Юлий Цезарь в своих записях жаловался на галлов (римское название кельтских племён): «Они не боятся нас. Они верят в переселение душ – это является причиной их доблести и равнодушия к смерти».

В буддизме и других современных индийских религиях вечная жизнь – это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек, известная под термином сансары. Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его поступков постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы – морального воздаяния, который определяет участь и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях. Проще говоря: «И если жил, ты, как свинья – останешься свиньёю».

Упоминания о реинкарнации есть и в иудаизме, а именно, в одном из его учений – каббале. Обоснование этого явления возникает из размышлений по поводу страданий благочестивых людей и безгрешных детей. Это противоречит убеждению, что хорошие люди не должны страдать. Отсюда делается вывод, что такие люди — реинкарнация грешников в прошлом рождении. Современный иудаизм отрицательно относится к идее переселения душ.

Последователи ветвей ислама – религии друзов и алавитов – также верят в переселение душ. У друзов, например, даже есть поверье, что человек, порвавший связи со своим народом, теряет возможность родиться вновь.

Японская религия синтоизм также признаёт возможность реинкарнации, при этом считается, что возродившаяся в новом теле душа умершего не сохраняет воспоминаний о предыдущих воплощениях, но может проявлять умения и таланты, приобретённые и проявленные в прошлой жизни.

Реинкарнация в корне противоречит основам христианского вероучения в понимании его традиционными консервативными конфессиями, такими как католицизм и православие. Христианские догматы сообщают о том, что после смерти душа человека попадает в рай ад или чистилище.

Многие религии так называемой эпохи Нью-эйдж проповедуют реинкарнацию. Например, индийский святой Шри Сатья Саи Баба, которого британская газета «Таймс» назвала «самым поразительным из святых, появившихся за последние несколько веков,» утверждал, что он – перевоплощение другого известного индийского чудотворца Саи Ширди.

Наука до сих пор не может предоставить доказательств подтверждающих или опровергающих реинкарнацию. И сможет ли? Это большой вопрос.

«Очень сложно искать чёрную кошку в тёмной комнате – особенно когда её там нет», – говорил Конфуций. Этого мнения в отношении переселения душ придерживаются многие учёные. В вопросы души и веры одним опрометчивым словом можно обидеть множество людей.

Пресса неоднократно писала о «чудесах», которые происходили с людьми. Вспомнить ту же историю с Наташей Бекетовой, которая была уверена, что после стресса в ней проснулась память о ранее прожитых жизнях. У малообразованной девушки действительно были феноменальные лингвистические способности. Она с лёгкостью выучивала различные языки.

Существует очень много других рассказов, якобы подтверждающих существование реинкарнации и души вообще. В них можно верить, а можно относиться скептически.

Как известно, наука зиждется на достоверности, чистоте эксперимента и доказательной базе, поэтому случаи, встречающиеся с частотой 1:10000 и даже реже, не могут стать аксиомой… Именно отсутствие фактической базы рождает различные мифы и домыслы. Любой среднестатистический человек хочет верить в красивую сказку, зачастую являющуюся беспардонной ложью. Наука не стоит на месте, учёные работают над проблемами реинкарнации, вполне возможно, что некая часть этих исследований засекречена.

Тем не менее, некоторые данные становятся достоянием общественности. Ученые, исследовавшие в 2000 году явления, сопровождающие клиническую смерть, утверждают, что нашли доказательства существования сознания после остановки работы головного мозга. Естественно, такие предположения тут же вызвали критику со стороны специалистов в области неврологии.

Суть эксперимента, проведённого в больнице Саутгемптона, заключалась в следующем – врачи опросили 63 пациентов находившихся в состоянии «предсмерти». 56 из них не помнили ничего, однако семеро (четверо, из которых считались безнадёжными больными) рассказали, что переживали радостные чувства, ускоренное течение времени, потерю осязания тела. Пациенты в один голос рассказывали о ярком свете при входе в другой мир и приближение к «линии невозвращения».

Никто полностью не понимает, как клетки мозга производят мысли. Возможно, что наше сознание являются независимым от мозга. Некоторые специалисты считают, что клетки головного мозга идентичны другим клеткам нашего организма, способным синтезировать белки и другие молекулы. Они полагают, что эти клетки неспособны к генерации мысли как таковой. Мозг же является аппаратом способным переводить мысли в те или иные действия.

Своими экспериментами учёные британской больницы пытались доказать наличие души. Скептики называют такие эксперименты фантазёрством.

Явление реинкарнации – это, несомненно, сложнейшая и увлекательнейшая проблема, стоящая перед человечеством. Возможно, в попытках её разрешения произойдёт то, о чём мечтал гениальный мыслитель Пьер Тейяр де Шарден – диалог между религией и наукой, который должен внести большой вклад в развитие современной науки.

Артём НЕДОЛУЖКО

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Своими экспериментами учёные британской больницы пытались доказать наличие души. Скептики называют такие эксперименты фантазёрством.

Что ислам говорит о вере в „переселение душ“ — реинкарнацию (танасух)?

Реинкарнация (лат. reincarnatio — «повторное воплощение»), то есть перевоплощение; также переселение душ, метемпсихоз (др.-греч. μετ-εμψύχωσις — «переселение душ»), — группа религиозно-философских представлений и верований, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Мы перевели небольшую главу из четвёртого тома сборника хадисов «Бихар аль-анвар» , в которой Имамы Садык и Рида, да будет мир над ними обоими, разоблачают это лживое учение и его последователей.

1. Было передано от Тамима аль-Карши, от его отца, от Ахмада ибн Али аль-Ансари, от Хасана ибн Джахама, поведавшего, что Мамун как-то сказал Имаму Риде, да будет мир с ним: «О отец Хасана! Что ты скажешь о тех, кто говорит о [доктрине] „переселения [душ]“ („танасух“) ?» Его светлость сказал: «Тот, кто говорит о [существовании] „переселения [душ]“ является пред Великим Аллахом неверующим, отрицающим Рай и Ад».

2. Было передано от Ибн Мутаваккиля, от Али, от его отца, от Али ибн Ма’бада, от Хусейна ибн Халида, который передал слова Имама Абу Хасана, да будет мир с ним: «Тот, кто говорит о [существовании] „переселения [душ]“ („танасух“) является неверующим».

3. Ибн Хишам ибн Хакам передал, что некий безбожник пришёл к Имаму Садыку, да будет мир с ним, и сказал ему: «Сообщи мне о тех, кто говорит о [существовании] „переселения душ“: из-за чего они говорят об этом, и на каком доводе держится их убеждение?»

Его светлость сказал: «Поистине, сторонники „переселения [душ]“ („танасух“) оставили путь религии, приукрасили для себя заблуждение, дали волю своим страстям! И утверждают они, что небеса — пусты, что в них нет ничего из того, что было описано, и что Управитель сей действующей силы [представлен] в образе созданий. [А убеждение их] держится на предании, гласящем, что „Великий и Всемогущий Аллах сотворил Адама по Своему «образу»“, и что нет ни Рая, ни Ада, ни воскрешения [мёртвых после смерти], ни воскрешения в День суда, и „День суда“ для них — [не более чем] выход душ из их форм и вхождение в другие формы. [По их мнению], если [душе] будет хорошо в первой форме, то она будет восстановлена в лучшей форме, [и утвердится она] на более возвышенных ступенях мира. Если же она (душа) была злой или „непросвещённой“, то, в результате, она предстанет в образе животного или искажённого творения.

И нет для них ни поста, ни молитвы, ни какой-либо [разновидности] поклонения [Единому Богу], но лишь познание того, что они должны познать. И относятся они вседозволенно ко всем страстям [и искушениям] этого мира: будь то [взирание неженатых мужчин на] женские половые органы; женитьба на [собственных] сёстрах, дочерях и тётках; и то же относится к обладанию [для женщин чужими] мужьями; и [дозволили они себе] также мертвечину, опьяняющие напитки и кровь.

А потому сочли мерзостными их убеждения все [религиозные] течения, и прокляты они в каждом народе, и когда просят их привести доказательства [их убеждениям], — уклоняются они [от ответов] и блуждают [в своём невежестве]. И отвергла их убеждения Тора, и проклял их Фуркан (Коран).

И утверждают они вместе с этим, что „бог“ их переходит из сердца в сердце, и что [самые] первые души — „те, что были в Адаме“, — переселяются до сих пор из одного [тела] в другое. И если „творец“ [их описан ими] в образе творений, то каким образом можно сказать, что один из них является „творцом“ для своего сотоварища?

И говорят они [также лживо], что ангелы являются „детьми Адама“, и что любой достигший наивысшей степени в своей религии выходит из положения „экзаменуемого“, „очищается“ и становится ангелом».

4. Было передано от Тахира ибн Исы, от Джафара ибн Мухаммада, от Аш-Шуджа’и, от Аль-Хамади через цепочку передатчиков, восходящую к Имаму Садыку, да будет мир с ним, который сказал, когда его спросили о реинкарнации: «Для кого было первое „переселение [души]“ („танасух“) (то есть чья душа стала переселяться в другие тела первой)?»

«Бихар аль-анвар», т. 4, c. 320—321

Хотите узнать больше? Тысячи переведённых преданий от Пророка ислама и его семейства и сотни молитв на все случаи жизни уже доступны на нашем сайте !

2. Было передано от Ибн Мутаваккиля, от Али, от его отца, от Али ибн Ма’бада, от Хусейна ибн Халида, который передал слова Имама Абу Хасана, да будет мир с ним: «Тот, кто говорит о [существовании] „переселения [душ]“ („танасух“) является неверующим».

Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ?

Когда речь заходит о совместимости учения о переселении душ с христианством, сторонники реинкарнации часто говорят, что это учение присутствовало в ранней христианской Церкви (Сатьяраджа дас, 1993, с. 15; Профет, 1999, с. 27, 40; Логинов; Роузен, 2002, с. 101). Суть этой позиции можно выразить словами Роузена (2002, с. 101): “Сейчас на первый план выдвигается иная концепция, согласно которой христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего зарождения. Так, мол, было вплоть до Второго Константинопольского собора (553 г. по Р.Х.), когда церковные власти решили, что перевоплощение души – “неприемлемое воззрение”, непонятное для простых христиан”.

В обоснование своего утверждения Роузен (2002, с. 108) ссылается на то, что некоторые видные представители ранней Церкви – Климент Александрийский, Иустин Мученик, Григорий Нисский, Арнобий, Иероним Стридонский, Блаж. Августин – якобы “неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации”. Другие единомышленники Роузена также причисляют к “откровенным сторонникам реинкарнации” Тертуллиана (Сатьяраджа дас, 1993, с. 16).

Следует отметить, что сторонники перевоплощения редко прибегают к прямым цитатам из творений Отцов Церкви – как правило, они пересказывают текст своими словами или вообще оставляют свои заявления без комментариев. Вдобавок, они до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кто из лидеров ранней Церкви верил в реинкарнацию. Например, Элизабет Клэр Профет (1999, с. 204), в отличие от Роузена, считает Иеронима противником этого учения.

Чаще всего сторонники перевоплощения ссылаются на Климента Александрийского и Оригена (Роузен, 2002, с.110; Логинов; Профет, 1999, с. 199), в которых видят носителей некоего “тайного знания”. Это знание, связанное с реинкарнацией, якобы присутствует в сочинениях названных авторов в виде намеков (Логинов; Профет, 1999, с. 202-203). Например, Логинов, говоря о вере Климента Александрийского в реинкарнацию, пишет: “Первое высказывание апологета на эту тему оказывается нарочито “темным”. “Что касается вопроса: переходит ли душа из одного тела другое, и в чем состоит участие демона при сем, то мы рассудим о сих предметах в другое время”. если бы он был противником учения о перевоплощении, ничто не помешало бы ему прямо заявить об этом. Мало того, в этой краткой реплике, по сути, содержится признание перевоплощения”.

Важно отметить, что в процитированном высказывании Климент не дает никакой оценки учению о реинкарнации, а потому говорить о его отношении к этому учению можно лишь с определенной долей вероятности. Непонятно, почему Логинов делает столь однозначный вывод, если высказывание Климента настолько “темно”. Вероятно, Климент действительно был знаком с учением о реинкарнации, но это еще не значит, что он был с ним согласен. Ниже мы приведем более ясные высказывания Климента о реинкарнации.

Аналогичное мнение относительно Оригена зачастую опирается на высказанную им мысль о предсуществовании души (Профет, 1999, с. 199). По мнению Элизабет Клэр Профет (1999, с. 200), в учение Оригена о предсуществовании души “несомненно, подразумевает и реинкарнацию”. В своих рассуждениях Профет не отрицает, что Ориген выступал против учения о реинкарнации в своем толковании на Ев. от Матфея, но расценивает это не как отражение подлинных взглядов Оригена, а как вынужденное признание, сделанное их страха (Профет, 1999, с. 202). Диакон Андрей Кураев (1997, с. 49) приводит цитату из пресловутого толкования на Матфея: “В этом повествовании имя “Илия” мне не кажется означающим “душу Илии”: я не хочу впасть в догму о перевоплощениях душ, которая чужда Церкви Божией, не будучи ни передаваемой через апостолов, ни появляющейся в каком бы то ни было месте Писания”. Ниже мы приведем и другие высказывания Оригена о переселении души.

Свой тезис о несомненной вере Оригена в реинкарнацию Роузен (2002, с. 110) сопровождает цитатой из его труда: “Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человеку срок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительного существования. Следуя обратным путем, они возвышаются и вновь обретают Царствие Небесное”.

Подобное высказывание действительно могло бы навести на мысль, что Ориген исповедовал веру в реинкарнацию, но контекст процитированного отрывка устраняет всякие подозрения на этот счет. Прежде всего, данный отрывок представляет собой не оригинальный текст сочинения Оригена, а его пересказ, приведенный в письме Иеронима к Авиту (Ориген, 1993, с. 92). По словам Иеронима, речь идет об ангелах, демонах или душах, которые “вместо перенесения мук и пламени огненного, могут скорее пожелать сделаться неразумными животными. ” (Ориген, 1993, с. 93). Во-вторых, следует принять во внимание комментарий, которым Иероним сопровождает слова Оригена: “И, наконец, чтобы не быть обвиненным в учении Пифагора, который доказывает перевоплощение, после его рассуждения: он говорит: это по нашему мнению, не догматы, а только изыскания и догадки. ” (Ориген, 1993, с. 93). Важно отметить, что Иероним здесь характеризует учение Оригена как несовместимое с учением о реинкарнации. Таким образом, доказательства Роузена вырваны из контекста.

Кроме того, следует отметить, что и Элизабет Клэр Профет (1999, с. 204, 206, 386), и Роузен (2002, с. 109, 110), пытаясь доказать свой тезис о распространенности веры в реинкарнацию в ранней Церкви, часто ссылаются на позднейшие комментарии к трудам Отцов Церкви. Такой метод доказательства изначально неверен – в подобных исследованиях следует опираться на первоисточники, а если таковых недостаточно, то выводы следует формулировать в виде предположений, а не утверждений. Чтобы узнать, как раннехристианские мыслители относились к учению о реинкарнации, мы обратимся непосредственно к их сочинениям.

Иногда сторонники реинкарнации адресуют точно такой же упрек христианам: “Для реконструкции верований ранних христиан и, в частности, для ответа на вопрос, было ли учение о перевоплощении в первохристианстве, нужно не обращаться к источникам IV-VII вв. н. э., (как поступают церковные апологеты), а проанализировать тексты, созданные в первые два столетия этой религии” (Логинов). Однако подобные упреки в адрес христианских апологетов лишены основания. Христианских исследований по данному вопросу немного, но их авторы обращаются в первую очередь к наследию первых двух-трех столетий церковной истории. Среди таких авторов можно отметить о. Андрея Кураева (1997, с. 8-21).

Одно из первых ясных упоминаний о перевоплощении мы находим в знаменитом труде Иустина Мученика “Диалог с Трифоном Иудеем”: “Итак, души не видят Бога, не переходят в другие тела, иначе они знали бы, что они наказываются таким образом, и боялись бы совершить потом и самый легкий грех. Но я согласен, – продолжал он, – что души способны понимать, что есть Бог, и что справедливость и благочестие – добро. – Справедливо говоришь, – сказал я (1995, с. 141-142”).

Еще одно ясное упоминание о реинкарнации есть у Ермия Философа (1999, с. 197): “Одни утверждают, что она (душа) переходит в тела трижды, другие назначают ей такое странствование в продолжение трех тысяч лет: те, которые сами не живут и ста лет, обещают душе три тысячи лет существования! Как назвать эти мнения? Не химерою ли, как мне кажется, или глупостью, или безумием, или нелепостью, или всем этим вместе? Такие превращения порождают во мне отвращение”.

Феофил Антиохийский (1999, с. 174-175) также высказывается о перевоплощении весьма категорично: “Платон, который так много говорил о единстве Бога и о душе человеческой, утверждая, что душа бессмертна, не противоречит ли после себе самому, говоря, что души некоторых переселяются в других людей, иные же в бессловесных животных? Не представляется ли умным людям его учение ужасным и беззаконным, – что тот, кто был человеком, будет потом волком, или собакой, или ослом, или другим каким-либо бессловесным животным? Подобный сему вздор говорит и Пифагор”.

Ириней Лионский (1996, с. 211) посвятил рассмотрению учения о переселении душ небольшой раздел своего известного труда “Против ересей”, в котором говорится: “Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят того, что прежде было с ними”.

Иероним в своем толковании на Мф. 11:14-15 пишет: “Итак, Иоанн называется Илиею не смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ, но в том смысле, что – как говорит другое Евангельское свидетельство – Он придет в духе и силе Илии, т. е. будет иметь ту же самую благодать или меру Духа Святого”.

Читайте также по теме:

  • Диалог о перевоплощении (реинкарнации) – святитель Иоанн Шаховской
  • Критика учения о перевоплощении – епископ Александр Милеант
  • Хорошую ли религию придумали индусы?! – диакон Михаил Плотников
  • Раннехристианская традиция о переселении душ – диакон Андрей Кураев
  • Раннее христианство и переселение душ. Куда идет душа? (архив книги) – диакон Андрей Кураев
  • Справедливы ли учения о карме и реинкарнации? – Виталий Питанов
  • Возможна ли реинкарнация? – протопресвитер Антоний Алевизопулус
  • Православные святые о реинкарнации – доцент МДА Юрий Максимов
  • Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ? – Алексей Коблов
  • Реинкарнация, Библия и ранняя Церковь – Марк Альбрехт
  • О реинкарнации (переселении душ) – иерей Андрей Хвыля-Олинтер
  • Доктрина реинкарнации и христианство – профессор Владимир Шохин
  • Лжеучение о реинкарнации – иерей Андрей Дудченко
  • “Диагностика кармы” и диагностика совести – диакон Андрей Кураев
  • Диагностика кармы: мировоззрение Лазарева в свете христианства – Юрий Греченюк
  • Реальна ли реинкарнация? (результаты научного исследования) – Кристофер Мимс

Тертуллиан (1994, с. 188) называет реинкарнацию заблуждением греческой философии. Он не принимает это учение всерьез: “Если бы мы захотели рассуждать о том, кто в какого зверя должен преобразиться, то потребовалось бы много шуток и много праздного времени” (1996, с. 374).

И, конечно же, следует обратиться к сочинениям Климента Александрийского (2003, с. 215): “Если же кто из праведников не обременяет свою душу животной пищей, он получает возможность пользоваться плодами благоразумия, хотя и не так, как Пифагор и его последователи, которые бредили о перевоплощении душ”. Эти слова никак не свидетельствуют о вере Климента в перевоплощение душ. Он знал об этом учении, но это еще не значит, что он его разделял.

Ориген (1996, с. 45, 253, 275) в своем труде “Против Цельса” несколько раз затрагивает тему реинкарнации и прямо называет идею переселения душ “басней” и “неразумным учением”, указывая на чисто языческую природу этого учения, чуждого христианской Церкви.

В трудах Августина (1998, с. 453) также есть упоминания о реинкарнации: “Известно, что, по мнению Платона, души людей после смерти возвращаются даже в тела животных. Этого мнения держался и учитель Порфирия Плотин; но Порфирию оно совершенно справедливо не понравилось: Не гораздо ли, говорю, благочестивее верить тому, что души людей возвращаются в собственные тела, чем тому, что они возвращаются в тела совершенно иные?”

Помимо упомянутых Отцов Церкви по вопросу о реинкарнации высказывались – и тоже с осуждением этого учения – другие христианские мыслители (Татиан, 1999, с. 13; Григорий Богослов, 1998, с. 509; Василий Великий, 1998, с. 239). В целом, можно отметить, что упоминания о переселении душ в трудах Отцов Церкви носят эпизодический характер. Развернутое обсуждение этого вопроса, как отмечает Кураев (1997, с. 21), есть лишь у Иринея и Тертуллиана.

Итак, мы видим, что учение о реинкарнации отсутствовало в богословии ранней Церкви. Ранние Отцы однозначно критиковали его и считали языческой идеей. Хотя в эллинистической среде, в которой формировалось христианство, у идеи реинкарнации были свои сторонники, христианство ее не приняло. Напротив, Церковь была куда более тесно связана с иудаизмом, мировоззрение которого не признавало повторного рождения. Мнение о том, что христиане ранней Церкви исповедовали учение о реинкарнации, по всей видимости, объясняется недостаточным знакомством с трудами Отцов Церкви. Хотя суждения последних и носят, в основном, отрывочный характер, они позволяют говорить о том, что ранние христианские богословы были единодушно против реинкарнации. По мнению Кураева (1997, с. 21), редкость упоминаний о реинкарнации в раннехристианских писаниях вполне объяснима:

Церковные писатели считали, что реинкарнационный миф далек от умов христиан, и вспоминали о нем лишь тогда, когда надо было сравнить христианскую веру с языческой философией: И для церковных проповедников III-V веков философские догадки о метемпсихозе предстают не как апостольское предание и не как внутрихристианская ересь, а просто как пример человеческого легковерия: в какие только дебри ни может забрести человек, если его ум и сердце живут вне благодати.

Судя по всему, вопрос о реинкарнации не был актуален для ранней Церкви. В связи с этим следует вспомнить, что, по мнению некоторых, учение о перевоплощении было изъято из догматов христианства в 553 году, на V Вселенском Соборе. Между тем, в решениях Собора осуждение реинкарнации отсутствует (Карташев, 1994, с. 347-350; Лебедев, 2004, с. 57; Иоанн Аксайский, 1995, с. 224-226). Следуя принципу “чего нет, того нельзя считать” (Еккл. 1:15), мы вынуждены признать заявления сторонников реинкарнации необоснованными.

Алексей Коблов

11. Кураев А. Раннее христианство и переселение душ. – М: Гнозис, 1997.

Как христианство лишилось реинкарнации

Если обратитесь к служителю христианской церкви, католической или православной, и спросите мнение о реинкарнации, то услышите однозначный ответ: вера ее отрицает, и тот, кто верит в перерождение, не может быть христианином и может быть предан анафеме. Все четко и понятно.

Кажется, так всегда и было, и никто никогда в этом не сомневался. Кажется, что это естественно и ничему не противоречит в слаженной и годами выточенной одной из самых распространенных религий.

Но это официальная точка зрения, которая так явно и безапелляционно сформировалась лишь в последние века. Когда-то все было совсем иначе. И если соблюдать полную объективность, то можно с уверенностью утверждать, что отказ от явления перерождения душ произошел в христианстве далеко не по воле его основателей и идейных лидеров древности.

Был в истории всего один человек, который пошел по этому пути, причем не совсем честным образом, как говорят достоверные исторические источники.

Сначала разберемся с тем, как христианство видит долю рядового верующего в непосредственном прошлом и ближайшей перспективе.

Во-первых, мы рождаемся на Земле не только физически, но и наша душа также рождается впервые. Во-вторых, образно говоря, своеобразное перерождение нас ждет лишь после смерти, когда наша душа выйдет из бренного тела и попадет в рай или ад, где душа будет жить вечно.

Однако эта позиция уже тысячелетия назад казалась нелогичной. Как может бессмертная душа родиться? Бессмертное должно быть вечным, а то, что рождается, то умирает. Именно такое рассуждение, в совокупности с устойчивыми древними представлениями о перерождении душ, заставляло даже основателей христианства придерживаться понятия бессмертности души, что подразумевает отсутствие ее зарождения в каком-либо виде.

Реинкарнация – путь перерождений души в новом теле

Так как же получилось, что в итоге христианство стало одним из немногих религиозных течений, которое отрицает метемпсихоз, как еще называют реинкарнацию? Действительно, в Библии нет прямого упоминания о переселении душ. Загадок добавляет откровение Иоанна, которое запрещает вносить новые священные писания.

Дело в том, что очень трудно сказать, какие священные тексты были до этого, а каких не было. Существует устойчивая теория, согласно которой учение о реинкарнации было еще задолго до «Апокалипсиса» и, возможно, входило в так называемую «доцензурную» Библию, когда нынешний взгляд на рождение, ад и рай вообще был нетипичным для ранних христиан.

При всем этом есть и такие интерпретации священных писаний, которые утверждают, что даже в нынешнем их состоянии в них все же нет противоречия с теорией о переселении душ, хотя и явно не указывается на это.

К примеру, такую идею или близкую к ней поддерживают известный писатель и священник методистской церкви Лесли Уайтхед, профессор теологии Фордхемского университета Джон Дж. Хирни и многие другие, в том числе известный экстрасенс первой половины XX века Эдгар Кейси, по совместительству бывший учитель воскресной школы.

Многие из этих авторов также уверены, что даже Иисус был не просто приверженцем реинкарнации, но и множество раз перерождался. В общем-то, это не выглядит чем-то особенным, когда многие пророки в Ветхом Завете. появлялись на свет по нескольку раз в разных обличиях.

По сути, католическая идея чистилища, так же как и реинкарнация, не имеет прямых упоминаний в Библии, однако никто в этом направлении христианства не сомневается в его существовании. Не сомневались в существовании перерождения такие ключевые для христианства личности, как Климент Александрийский, Григорий Нисский, Арнобий, Иероним и даже Блаженный Августин.

Но больше всего откровенней на эту тему говорил один из самых значимых святых отцов зари христианства — Ориген (Ориген Адамант – Origenes Adamantius), который жил в III веке.

Этот серьезнейший и уважаемый мыслитель был буквально раздражен тем взглядом на природу рождаемой души, который мы все с вами знаем. Он также отрицал судный день и воскрешение мертвых, говоря о том, что это полная глупость, поскольку тела мертвых, разлагаясь и попадая в пищевую цепочку со временем становятся частью других людей.

Однако у Оригена было свое, уникальное понимание переселения душ. Он веровал, что за грехи люди перерождаются животными, а потом могут вовсе стать растениями. И наоборот, чтобы достичь царствия Божьего, нужно идти вверх, не совершая плохих поступков. В чем-то это очень близко современному буддизму, однако идея такого наказания за проступки необычна даже для него.

Однако впоследствии, после смерти мыслителя, римская католическая церковь кардинально поменяла отношение к нему: с очень положительного до отрицательного.

Масло в огонь добавляла самокастрация еще юного Оригена, чем он пытался сохранить вечное целомудрие. А ведь человек, что способен себя изувечить, никогда не сможет достичь святости, как гласят каноны. В итоге он не был канонизирован, несмотря на свои труды и заслуги, и к его мнению стали прислушиваться меньше.

Окончательную точку в диспутах вокруг реинкарнации в христианстве поставил римский император Юстиниан в VI веке.

Юстиниан — восточно-римский император; родился в 483 году; значительно расширил территорию империи; построил храм святой Софии в Константинополе; находился под влиянием своей супруги Федоры, которая в прошлом была наездницей в цирке; умер в 565 году.

В то время он стремился максимально распространить веру по всей империи, чтобы таким образом контролировать народы. Однако в это время фактически в мире преобладали как раз взгляды, схожие с позицией Оригена, что было совсем не выгодно Юстиниану, потому что человек менее ответствен за свои поступки и менее упорен в жизни, если он знает, что у него будут еще другие жизни.

Только это заставило церковь поставить последнюю точку в спорах о перерождении. Получается, сугубо корыстный интерес не самого добродетельного человека в истории заставил всех нас ныне веровать в ад, рай и рождение души.

На беду всем этот человек обладал незаурядным умом, и религию он использовал сугубо для объединения масс и управления ими (сейчас ситуация похожа во многих странах). Для этого он не гнушался управлением законами того же христианства.

И вот, на Втором Константинопольском соборе, который состоялся 5 мая 553 года, где председательствовал патриарх Константинопольский и присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, решался вопрос оригенизма и его преемственность для христианства.

Некоторые считают, что на исход повлиял заговор против западных представителей, которые были наиболее подвержены теории переселения душ. И вот результат: «Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме».

С тех пор реинкарнации в христианстве не стало, зато уже точно определилось существование ада и рая. Именно тогда наша непоколебимая вера рассталась с возможностью перерождения души, что было принято фактически голосованием, как на выборах.

Что же теперь делать простому человеку? Если же вы отойдете от догм, предлагаемых ортодоксальной церковью, вы от нее отступите. Но насколько вы действительно нарушите какой-то божественный закон?

Автор: Михаил Радуга, из книги “Загадки человека”

Так как же получилось, что в итоге христианство стало одним из немногих религиозных течений, которое отрицает метемпсихоз, как еще называют реинкарнацию? Действительно, в Библии нет прямого упоминания о переселении душ. Загадок добавляет откровение Иоанна, которое запрещает вносить новые священные писания.

Почему христианство категорически не принимает идею реинкарнации

Часть 1. Реинкарнация в истории мировых религий Языческая идея о многократном воплощении богов неразрывно связана с идеей т.н. перевоплощения личностей. […]

Часть 1. Реинкарнация в истории мировых религий

Языческая идея о многократном воплощении богов неразрывно связана с идеей т.н. перевоплощения личностей. Метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις «переселение душ») или более привычная для нашего слуха реинкарнация (лат. reincarnatio «повторное воплощение») – идея, присущая (в той или иной степени) почти всем восточным религиям (индуизм, буддизм), а также имевшая хождение в мире греко-римских философов. Термин «реинкарнация» означает «инкарнировать снова», слово «инкарнация» происходит от латинского существительного inсarnatio – воплощение. Корень carn буквально можно перевести как «плоть и кровь» или «мясо» (отсюда происходит слово «карнавал» как обозначение в западном христианстве периода мясоядения перед Великим постом). Соответственно, «метемпсихоз», «реинкарнация», «перевоплощение», «переселение душ» могут пониматься как синонимы.

К слову сказать, идея переселения душ не прослеживается в древнейшей из вед, «Ригведе» (XVI в. до н. э.), и первое упоминание о перевоплощении находится в Брихадараньяке (ІІІ, 2, 13; IV, 4, 5), среди индоариев и по существу как доктрина появляется только в Упанишадах (VII-III вв. до н. э.), где опять же именуется «знанием, которое не пребывало ни с одним брахманом»[1]. Другими словами, идея реинкарнации не является изначальным догматом индуизма и «древнейшим учением» (на чем настаивают теософы). В Упанишадах теория метемпсихоза выражена мифологически и только с течением времени эта идея соединяется с учением о нравственном миропорядке. В частности, термин «карма» или «камма» (санскр. कर्म, пали kamma) первоначально означал «жертвоприношение» или «ритуальное действие»[2]. В Упанишадах он трансформировался и приобрел более широкий смысл, олицетворение универсального принципа причины и результата, деятельности и ее последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Таким образом, достаточно поздно (VII-III вв. до н. э.) в индуистской мысли возникает представление о том, что каждый поступок человека в этой жизни влияет на его последующую жизнь[3].

Суть появления этой идеи вполне объяснима: общечеловеческая религиозная интуиция постоянно напоминает о том, что человек целиком не умирает со смертью тела, нечто (какая-то «часть») от него остается и продолжает жить и после смерти. Идея перевоплощения отчасти объясняла несоответствие нравственных достоинств людей и их судеб, а также вселяла надежду, что идеал, к которому человек хотя бы и стремился постоянно, вкладывая подчас в это все свои силы, недостижим в земной жизни, и его исполнение должно осуществиться в будущем. Наконец, в рамках примитивных религиозных течений некое подобие этой идеи появилось вследствие сходства между потомками и предками, особенно поразительное иногда в третьем поколении. Иной раз она есть следствие соотнесения человека с каким-то животным. Т.е. тотемизм и анимизм явились своего рода прародителями метемпсихоза.

Древнеегипетская религия не знала идеи реинкарнации[4], а смысл столь бережного обращения с мумиями заключался в том, что древние египтяне верили в магическую связь между душой и телом (мумией), и нарушение целостности последнего влекло за собой и уничтожение души[5]. В «Книге пирамид» особенно подчеркивается ценность тела умершего человека[6], а в эпоху Второго переходного периода (1715 — ок. 1554 гг. до н. э.) сожжение тела считалось самой тяжкой участью для умершего[7] (в то время как в традиции индуизма кремация является нормой вещей). Геродот, правда, указывал именно Египет родиной реинкарнации (и на основании его авторитета подобное уже утверждали некоторые святые отцы), однако египтологи основательно доказали, что Геродот неверно понял некоторые тексты. Действительно, в «Книге мертвых» содержатся различные заклинания «о перевоплощении…», однако речь идет о надежде на обретение человеком после смерти новой природы в мире богов, а вовсе не о получении человеком нового тела на земле.

В рамках магической религии Древнего Египта птицы и животные (в тела которых «воплощаются» души усопших древних египтян) являются тотемными символами божеств и их сверхъестественных сил. Соответственно, «новое воплощение» возможно в мире божеств, а не в теле человека или животного на земле[8] (как на том настаивали индуистские религиозные течения). Лишь во II в. по Р. Х. оккультист Гермес Трисмегист (по мнению В.С. Соловьева – вымышленный автор[9]) в своем произведении «Изумрудная скрижаль» приписывает египетской религии наличие идей метемпсихоза, однако таковое утверждение является исторической фикцией. Более того, целый ряд историков вообще датируют возникновение трактата «Изумрудная скрижаль» средними веками (а вовсе не II в.). Скажем, русский философ и антиковед А.Ф. Лосев писал: «Но рукописи, содержащие эти трактаты в цельном виде, относятся только к XIV веку»[10]. Также ученые высказывают большие сомнения в факте принадлежности герметистов к миру не только древнеегипетской письменности, но и к миру классической греческой философии[11].

Из мест посмертного пребывания человека в Древнем мире (у шумерского народа «кур», у персов «царство Йимы», у греков «аид», «где мертвые только тени отшедших, лишенные чувства, безжизненно реют»[12], у евреев «шеол») нет возврата. Религии Шумера, Египта, Вавилона, Хетты, Ассирии, Финикии, Ханаана, Ирана, Рима и Китая не знают о реинкарнации. Античная культура буквально переполнена паническим страхом перед собственным небытием (т.е. смертью), чего, конечно же, было бы легко избежать, будь в данной культуре хотя бы намек на возможность повторной жизни на земле. Около VI в. до н. э. в Греции возникает экстатический культ Диониса, где впервые появляется идея бессмертия души. Орфические секты, пользовавшиеся идеями дионисизма (и, возможно, под влиянием гостей из Индии) высказывают некие взгляды, схожие с идеями метемпсихоза. Единственным, кто последовательно развивал в мире эллинизма учение о метемпсихозе, был Пифагор (современник Будды). Но тут следует заметить, что пифагорейцы являлись своего рода маргиналами в мире древнегреческой культуры, их идеи (в частности и теория метемпсихоза) часто высмеивались, в том числе и Диогеном Лаэртским. Эту идею принимает Платон, однако мы не можем утверждать, что реинкарнация была центральной идеей в платонизме. На рубеже эпох метемпсихоз получает некоторое общенародное признание и популярность, однако очень ненадолго. Уже ученик Платона Аристотель отверг реинкарнацию, и с тех пор она надолго исчезает из мышления греческих философов. Все же в античном мире гипотеза о перевоплощении широкого распространения на долгий срок так и не получила, оставшись достоянием только некоторых узких философских кругов[14].

«Приписывать идее реинкарнации некий древний общерелигиозный статус – ошибочно»

По сути же какая-то системная проповедь идей реинкарнации появляется именно в «Изумрудной скрижали», исторический статус, равно как и претензия на древность которой сильно подмочены. Отсюда вполне очевидно, что идее реинкарнации ошибочно приписывать некий древний общерелигиозный статус. Системно метемпсихоз характерен только для индуизма и буддизма. При этом следует отметить, что первые сведения об индуизме относятся к VI тысячелетию до н. э., первые письменные источники – к XVI веку, а первые упоминания о переселении душ – не ранее VII в. до н. э. Т.е. даже в рамках истории индуизма реинкарнация является достаточно новой и поздней идеей. Через 1-2 века ею «заражаются» некоторые философы греко-римского мира, но опять же в эллинской философии она не получает какого-то значимого распространения. Вопреки утверждениям теософов идеи реинкарнации не было ни в религиях Древнего Египта, ни в религиях Ближнего Востока, ни в Китае. Но самое главное, идея метемпсихоза совершенно чужда религии Ветхого Завета и, как следствие, христианству.

В следующей части данной работы мы подробно рассмотрим, есть ли в Священном Писании Ветхого и Нового Завета какие-либо указания на реинкарнацию. Не является ли утверждение теософов о том, что идея реинкарнации есть основополагающий метафизический принцип, присущий всем религиям, попросту надуманным и абсурдным?

[1] Брихадараньяка-Упанишада. VI, 2,8

[2] Морей. Р. Реинкарнация и христианство. https://azbyka.ru/reinkarnaciya-i-xristianstvo

[3] DeSmet R. A Copcrnican Reversal: The Gilakara’s Reformulation of Karma. Phil. East & West, 1977, 27 (1), pp. 53-63.

[4] Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Петро-РИФ. 1993. -С.154

[5] Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Петро-РИФ. 1993. -С.181

[6] Коростольцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 186.

[7] Коростольцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976, с. 188.

[8] Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ. // Переселение душ. Сборник. — М., 1994. с.101.

[9] Соловьев В. С. Гермес Трисмегист // Энциклопедический словарь. т. XIII. Издание Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., б.г., стр 293-296.

[10] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. кн. 1. М., 1992, с. 225.

[12] Семушкин А. В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, сс. 95 и 103-104.

Часть 1. Реинкарнация в истории мировых религий

Ссылка на основную публикацию