Какие мытарства проходит душа после смерти

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний — «по ту сторону», а загробный — «за гробом».

В христианской традиции мытарства происходят на третий день после смерти, длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай — сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы — та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом. Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать на девятый день после смерти (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней — общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня. Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток.

А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий — это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый — еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой — это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.

Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких — они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Мытарства души после смерти в православии

На сегодня самое популярное повествование на тему мытарств души в загробном мире – это вышеупомянутое «Житие преподобного Василия Нового».

В нём приводится рассказ преподобного Григория, бывшего учеником преподобного Василия Нового про мытарства блаженной Феодоры (она приходилась кормилицей патрицию Константину, служившему Василию Новому).

Указанное сочинение обретает славу на русских землях в период с 11 по 12 столетия. Оно серьёзно повлияло на литературу древних русичей, внесло свой вклад в развитие фольклора, изобразительного искусства.

  1. Празднословие. С него начинаются посмертные испытания верующего. Здесь умершему придётся отвечать за пустую болтовню, сплетни о других людях, словесные оскорбления святых мест или людей, за бранные слова, разговоры на вредные для души темы, излишний смех.
  2. Ложь. Намеренное произнесение неправды считается одним из наиболее тяжких грехов. Ведь искажение истины, совершение лживых заявлений – это прямое нарушение девятой библейской заповеди.
  3. Осуждение и клевета. Сюда относятся словесные оговоры других людей, лицемерие, неискренность, обесславление ближних, насмехательство над ними. Грешники, которые виновны в осуждении и клевете, будут подвергнуты истязаниям, как и люди, в своё время оговорившие Спасителя.
  4. Чревоугодие. Ему будут подвергнуты все те, кто ставил свой желудок на первое место, нанося вред духовному развитию. Грех проявляется чрезмерным употреблением вкусной пищи, сластолюбием, пьянством, не соблюдением религиозных постов, тайноединием. Сюда же относится зависимость от табака, наркотиков и прочие пороки, вызванные нехваткой силы воли и нежеланием ограничивать себя.
  5. Леность. Данное мытарство предстоит пережить тунеядцам; всем тем, кто при земной жизни не желал работать; кто брал оплату наперёд, но не выполнял свои обязательства. А ещё тем, кто ленился посещать церковные мероприятия, кому было скучно на службах в храме, кто не заботился о духовном, был пассивен, равнодушен, инертен.
  6. Воровство. Достаточно тяжкий грех, в котором виновны люди, присваивающие чужое имущество, деньги или вещи; те, кто занимался вымогательством, грабежом; кто брал плату за услуги, которых не оказывал.
  7. Сребролюбие и скупость. Мытарство предполагает наказание за прижизненно проявлённую скупость к финансам, избыточную экономность, нежелание тратить деньги на необходимые вещи, страсть совершать денежные накопления. Это тяжкий грех, ведь он противоречит второй заповеди из Библии, согласно которой люди не должны преклоняться перед «золотым тельцом».
  8. Лихоимство (неправедное приобретение). Грешники, виновные в таком грехе, при жизни брали взятки, участвовали в спекуляциях, превышали свою власть, занимались ростовщичеством, обманывали других людей, совершая сделки.
  9. Неправда. Сюда относятся любые деяния, которые приводили к обману: неуплата обещанной зарплаты работникам, неправедное решение судьи из-за собственных корыстных мотиваций.
  10. Зависть. Ему будут подвержены те, кто расстраивался, если у ближних дела шли лучше, чем у них самих. Зависть порицается десятой библейской заповедью, где говорится, что она уничтожает чувство любви к окружающим.
  11. Гордыня. Душа согрешившего будет подвержена истязанию за то, что не развивалась духовно, отвергала Всевышнего, пренебрежительно относилась к другим людям. Гордыня является одним из самых страшных пороков потому, что её корни связаны не с физическим миром, а с духовным. Это грех Эго, его убеждение в собственной избранности, противопоставление ближним.
  12. Гнев и ярость. Бесы будут наказывать душу за прижизненные проявления негативных эмоциональных реакций (раздражения, возмущения, злости, ненависти, отвращения) по отношению к другим людям. Гнев по Библии относится к 8 самым страшным человеческим порокам.
  13. Злопомнение (злопамятство). Мытарство подразумевает кару за мстительность, злость на людей, нежелание прощать их, а стремление причинить им вред. По мнению церкви, злопамятство – равносильно отвержению любви и отречению от Господа.
  14. Убийство. Страшный грех против ближнего. Сюда относится умышленное лишение жизни других людей любым способом, аборты, причинение тяжких телесных увечий.
  15. Чародейство, призыв бесов. Мытарство для тех, кто при жизни занимался гаданиями, общался с магами, медиумами, заказывал у них различные услуги, самостоятельно призывал нечистую силу.
  16. Блуд. Испытание предназначено для душ грешников, которые часто имели похотливые мысли, соблазняли, вели себя непристойным образом, пошло, практиковали половую распущенность, порочный образ жизни.
  17. Прелюбодеяние. Мытарству будут подвергнуты те, кто был уличён при жизни в супружеской неверности, осквернял свою постель блудом, давал обещание Богу быть чистым, но нарушил его. Сюда же относится и сексуальное насилие.
  18. Содомские грехи. Говорится о разных извращениях: кровосмешении (сексуальных контактах между родственниками), слиянии с представителями своего же пола, животными и прочих аналогичных действиях.
  19. Ересей. Подразумевает неправильные рассуждения о вере, противоречащие мнению церкви, суеверия, богохульство, очернение религиозных святынь, борьбу с христианской религией.
  20. Немилосердие и жестокосердие. Одно из самых страшных мытарств. Грехи проявлялись бездушием, отказом помогать ближнему, проявлениями жестокости по отношению к другим людям, Богу.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

После смерти все происходящее с душой неподвластно ее воле: новопреставленному остается смириться и принять новую реальность кротко и с достоинством. Первые 2 дня душа пребывает рядом с физической оболочкой, она прощается с родными местами, с близкими людьми. В это время ее сопровождают ангелы и бесы – каждая сторона пытается переманить душу на свою сторону.

За любую душу борются ангелы и демоны

На 3 день начинаются мытарства, в этот период родным стоит молиться особенно много и истово. После прекращения мытарств ангелы отнесут душу в Рай – показать то блаженство, которое может ее ожидать в вечности. На 6 дней забывает душа обо всех заботах и усердно кается в грехах, содеянных ведомо и неведомо.

Отобедать на 9 день лучше всего кутьей, сдобренной медом, символизирующей сладкую жизнь при Господе Боге. После 9-го дня ангелы покажут душе умершего Ад и муки, ждущие неправедно живших.

О том, что происходит с душой после смерти в каждый из дней, расскажет пастор В. И. Савчак:

На 40 день душа достигает горы Синай и третий раз предстает пред ликом Господним: именно в этот день окончательно решается вопрос о том, где проведет душа вечность. Поминовения и молитвы родных смогут сгладить земные грехи усопшего.

Спустя полгода после смерти телесной душа предпоследний раз навестит близких и родных: они уже не в состоянии изменить ее судьбу в вечной жизни, остается только вспоминать хорошее и молиться усердно о вечном покое.


На 40 день душа достигает горы Синай и третий раз предстает пред ликом Господним: именно в этот день окончательно решается вопрос о том, где проведет душа вечность. Поминовения и молитвы родных смогут сгладить земные грехи усопшего.

Как помочь человеку пройти мытарства и помочь в жизни после смерти

Каждый православный христианин должен понимать важность молитвы за умершего. Ведь ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой! Традиционно подают милостыню нищим и подаяние в церковную кружку «на храм», мысленно молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…»

Священник читает записки, поданные на молебен об умерших, ежедневно после утренней службы, перед Распятием, которое напоминает нам: Христос умер и воскрес, чтобы после смерти нас ждала жизнь вечная с Ним.

Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.

    1. Мытарство содомских грехов, то есть половых извращений, кровосмешения.
    2. Мытарство ересей — отступления от Православной веры.
    3. Мытарство немилосердия, жестокости — отказа помогать нуждающимся.

40 дней после смерти: мытарства души

Тело и душа едины, однако, тело смертно, а душа – нет. Когда умирает человек, его душе предстоит пройти мытарства – своеобразные экзамены. Мы расскажем вам, что представляют собой эти испытания и как долго они длятся.

Те, кто столкнулся со страшным горем, – смертью близкого, наверняка интересуются, что происходит дальше с душой человека, какой путь она проходит и почему 40 дней считаются важными? Мы расскажем вам о том, какие испытании предстоят человеческой душе, сколько они длятся и каким образом будет решаться ее окончательная судьба.

Проживая земную жизнь, наше тело едино с душой, однако, когда человек умирает, его душа отделяется. При этом все страсти и привычки, добрые и плохие дела, характер и привязанности, которые были сформированы на протяжении прожитых лет, эта душа не забывает. И после смерти ей приходится отвечать за все свои поступки и действия.

40 дней после смерти являются самыми тяжелыми для души человека. В православии этот день считается почти таким же трагическим, так и сам день смерти. Все это время душа пребывает в неведении, какая судьба ей уготована. За 40 дней ей суждено пройти немало испытаний и полностью отчитаться за прожитую жизнь.

Если шесть дней до этого душа пребывала в раю, смотрела на блаженную жизнь и праведников, то далее она следует на «экскурсию» в ад. Там начинается самая сложная и ответственная для человеческой души часть – мытарства. Считается, что их двадцать – при этом это не количество грехов, а количество страстей, в которые входят множество разновидностей пороков. К примеру, есть грех воровство. Однако проявляется он по-разному: кто-то напрямую крадет деньги других людей прямо из кармана, кто-то немного подправляет бухгалтерские бумаги, кто-то берет взятки. Со всеми другими мытарствами то же самое. Двадцать страстей – двадцать экзаменов для человеческой души.

Хождения по аду длятся до сорокового дня. Это значительно более долгая прогулка, нежели путешествие по раю, что и неудивительно, ведь человек гораздо больше подвержен таким слабостям как ненависть, гнев, зависть, лукавство и гордость, чем добродетелям. Поэтому и отвечать за свои пороки приходиться гораздо дольше.

Интересно и то, что во время земной жизни у человека есть возможность покаяться за свои грехи и получить прощение – надо всего лишь исповедаться от чистого сердца. В загробном мире такой возможности нет. Более того, если при исповеди человек может скрыть какие-то свои пороки, то здесь этого права он лишен: человек предстает таким, какой он есть на самом деле, со своими целями, стремлениями и тайнами.

Конечно, душа не остается беззащитной перед строгими судьями. В качестве адвоката души выступает ангел-хранитель, который сопровождает человека с самого рождения. Он будет готов на любой грех найти доброе дело. Главное – чтобы было из чего искать. Для того, чтобы избежать мук ада, человек должен проживать свою жизнь максимально приближенно к монашеству. Это крайне сложно в современном мире, полном искушений, однако если при жизни быть верным Богу, творить добрые дела, быть чистым душой и сердцем, причащаться, то пройти каждое уготовленное испытание будет гораздо проще.

Душа после 40 дней последний раз спускается на землю и обходит особо важные для нее места. Многие люди, потерявшие близких, признавались в том, что во снах видели, как умерший в этот день прощается с ними, говорит о том, что уходит навсегда. Немало людей также утверждало, что после 40 дней смерти они перестают чувствовать присутствие умершего рядом: больше не слышно шагов и вздохов, не чувствуется запах человека.

Что же происходит далее, когда 40 дней прошло? На сороковой день душа вновь отправляется к Богу, теперь уже на суд. Только не Господь будет судить человека, не он будет осуждать или корить за его пороки. Человек сам себе судья. Поэтому считается, что, оказавшись перед Святым ликом, душа либо соединиться с этим светом, либо ниспадет в бездну. И принимается это решение не силой воли, а духовным состоянием, которое стало результатом человеческой жизни.

Душа 40 дней ждет решения своей участи, однако, как утверждает церковь, это не последний суд. Будет другой, Страшный Суд, окончательный. Считается, что на нем судьбы многих душ могут измениться.

Остались вопросы? Задавайте их на нашем форуме.

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника

Те, кто столкнулся со страшным горем, – смертью близкого, наверняка интересуются, что происходит дальше с душой человека, какой путь она проходит и почему 40 дней считаются важными? Мы расскажем вам о том, какие испытании предстоят человеческой душе, сколько они длятся и каким образом будет решаться ее окончательная судьба.

Что такое мытарства?

Это испытания, которые должна пройти душа на пути к Небесному Царству. Они представляют собой встречи с бесами, чью волю покойный исполнял при жизни и во славу которых совершал грехи. Слово «мытарство» дословно переводится, как «таможня». Таким образом, душа как бы проходит через таможенные посты, на каждом из которых особые демоны (мытники) взимают пошлину за определенный вид грехов. От того, насколько успешно она выдержит этот экзамен, зависит ее участь на Небесном Суде, который совершается на сороковой день после смерти.

Разные христианские источники говорят о различном количестве испытаний души. Некоторые отцы Церкви заявляют о более чем 30 грехах, страстях и душевных недугах, за которые покойному приходится держать ответ перед Всевышним. Блаженная Феодора рассказывала о 20 посмертных мытарствах, через которые проходит душа:

Что такое воздушные мытарства после смерти

Это означает, что она должна подняться в небо через воздух, где преобладают падшие ангелы. До того, как Адам и Ева согрешили, путь к раю был открыт. После совершения греха, врата рая заперли, и никто в них не смел входить, даже праведники. Но пришел Спаситель. И он был единственным, кто поднялся на небо без прохождения воздушных мытарств и открыл врата рая. Иисус победил смерть, и подарил грешным людям возможность пребывать в раю.

Православие путь мытарства считает самым сложным для человека. Даже Дева Мария, когда умирала, боялась и не хотела проходить через этот путь, поэтому она попросила Господа Иисуса Христа, забрать ее с собой, провести через него. Что Спаситель и сделал.

Мытарствами называют условные комнаты, в которых сидят падшие ангелы и обвиняют душу в содеянных грехах. Каждый из темных ангелов отвечает за определенный грех. Они пытаются убедить душу, что она виновна в грехах, и забрать ее с собой в ад. Считается, что если душа признает за собой вину, то это ей зачтется как ответ на суде.


Первый суд души начинается с двадцати мытарств. Каждое мытарство – это обвинения в тяжком грехе. Иерархия тяжести грехов возрастает с каждым новым мытарством:

Список мытарств

Однозначным является факт, в котором сходятся все православные авторы, – различные мытарства проходит душа после смерти, но касательно количества таковых мнения могут немного различаться.

Хотя на этом тоже не следует зацикливаться в частностях, лучше стремится к пониманию сути.

Ситуация тут немного похожа на концепцию смертных грехов, которых у некоторых авторов 7, у других – 8.

Названия могут немного отличаться, однако суть у всех одна, просто идентичные по смыслу понятия называются разными словами. Также и в этой теме, нужно искать смысл, облеченный в слова.

Итак, наиболее часто идет речь о следующих «таможенных постах»:

  • празднословие – проще говоря, склонность к чрезмерной болтовне;
  • ложь – искажение истины, обман других и ложные свидетельства о разном;
  • осуждение – стремление судить других;
  • чревоугодие – плотские удовольствия, в частности от еды, алкоголя и других субстанций;
  • лень – отсутствие труда, во всех смыслах;
  • воровство – присвоение чужого;
  • сребролюбие и скупость – страсть к деньгам;
  • лихоимство – использование своего положения, к примеру, взяточничество;
  • обман в делах – использование знаний и положения во вред другим;
  • зависть – страсть к чужому имуществу, достижениям;
  • гордость – возвышение над другими;
  • гнев;
  • запоминание зла;
  • убийство;
  • чародейство и призывание бесов;
  • блуд – развращенность во всех смыслах;
  • прелюбодеяние;
  • содомия;
  • ересь – распространение ложного учения, искажение истинного учения;
  • жестокосердие.

Если опираться на откровения, которые были даны ангелом Макарию Александрийскому, то именно 40 дней после того, как оставляет тело, православная душа определяется с дальнейшим своим существованием.

Краткая схема такова:

  • до третьего дня она обитает там, где привыкла, при надзоре ангела, далее возносится к Господу;
  • отправляется в Царство Небесное, которое рассматривает до девятого дня;
  • отправляется в ад до сорокового дня.

Такое распределение по дням позволяет душе увидеть различные миры и раскаиваться или радоваться своему земному пути.

После этого совершается суд, который и представляет собой мытарства, то есть если душа жаждет оказаться в раю, то отвечает по различным пунктам земных грехов. При отсутствии таковых проходит все этапы и оказывается в раю.


Названия могут немного отличаться, однако суть у всех одна, просто идентичные по смыслу понятия называются разными словами. Также и в этой теме, нужно искать смысл, облеченный в слова.

Представления православия о душе

Согласно Библии, Творец создал человека по своему образу и подобию. Он же наделил его душой. Ее невозможно увидеть или измерять, но она делает человека человеком. Ее особенность в том, что она всегда стремится к Богу. Также она справедлива, мудра и милосердна.

В православном учении душа бессмертна. Смерть является лишь кончиной физического тела, поэтому ее не стоит бояться. После смерти дух отправляется к Богу, проходя несколько важных этапов. Православные верующие признают существование Рая и Ада, а католики — еще и Чистилища.

Не менее важным является учение про Страшный Суд. На нем решится судьба всех живущих и некогда живших. В православном учении считают, что Страшный Суд произойдет после Второго пришествия Христа на землю. Тогда и будет решено, подарит ли Бог воскресение и вечную жизнь.

До сих пор ведутся дискуссии и среди верующих, и среди богословов о том, что происходит с душой в момент смерти, на ее пути к небесам. Трактовки опираются на Священное Писание, но и там не так много информации об этом. Нельзя забывать о народных представлениях — в них совсем уникальное видение этого пути.

  • регулярные молитвы;
  • посещение храмов;
  • раскаяние в грехах;
  • отказ от греха;
  • пост;
  • аскетичный образ жизни;
  • милосердие и добродетель.

Испытания души

Испытания души на добро и зло — не симметричны. Три дня душа пребывает у гроба, привыкая к своему новому существованию. Ей надо научиться существовать в новом, непривычном для неё мире, видеть не глазами, слышать не ушами. Становится ясным то, что в телесном существовании виделось, как некая смутная картина через закопчённое стекло.

С третьего по девятый день душа созерцает райские кущи, проходя испытание благодатью и пробу на добродетели. С 9 по 40 — видит картины адских мучений и испытывается на грехи и страсти.

Но что означает испытание добром или злом? Познание на земле опосредованно и рассудочно. Есть предмет или объект познания, познающий субъект и процесс познания, всегда неполный, поскольку, как бы ни тщился субъект, он не сможет исчерпать познаваемое.

Но душа, освобождённая от телесной оболочки, познаёт совершенно по-другому — соединяясь с познаваемым, становясь его частью. Душе, если её сущность не слишком искажена, затемнена свободой проявления и страстями, свойственно стремление к обожению, слиянию с высшей сущностью, коей является Бог.

Однако Бог, как неоднократно подчёркивали Отцы православной Церкви — за пределами тварного мира. В этом мире присутствуют его благие энергии, проявляющиеся в форме добродетелей.

Итак, первые шесть дней, по числу дней Творения, душа соприкасается со Славой Божией, ища соединения с благими энергиями, из которых главнейшими являются три: Вера, Надежда и Любовь.

  • Соединение с энергией Веры проявляется в глубоком личном переживании Бога, как источника спасения и вечной жизни. Это та самая Вера, о которой сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда» и она перейдёт и ничего не будет невозможного для вас».
  • Энергия Надежды есть утверждение бытия человеческого в Бытии Божественном, упование воскресения из мёртвых и жизни будущего века, построенного на энергии Любви. А ведь сказано: «Бог есть Любовь».

Но вопрос в том, что первоначальная чистая природа души окажется настолько искажена, что её слияние с энергиями добродетелей окажется затруднённым либо невозможным.

С 9 по 40 день, согласно традиции, душа проходит по мытарствам — испытывается греховными страстями: гневом, чревоугодием, празднословием. Поддавшаяся этим страстям душа обречена на мучения, которые сама себе и уготовила. Ведь если на Земле страсти на какое-то время можно утолить, а их огонь ослабить, то за пределами краткой человеческой жизни нет опоры для страстей. И горящая ими душа испепеляет себя сама. В этом, а не в лубочных картинках с чертями у кипящих котлов смысл адских мук.

После 40 дня душа отправляется на поклонение Богу и там по итогам испытаний, определяется место, где она будет находиться вплоть до Страшного суда — в аду или в раю.

С 9 по 40 день, согласно традиции, душа проходит по мытарствам — испытывается греховными страстями: гневом, чревоугодием, празднословием. Поддавшаяся этим страстям душа обречена на мучения, которые сама себе и уготовила. Ведь если на Земле страсти на какое-то время можно утолить, а их огонь ослабить, то за пределами краткой человеческой жизни нет опоры для страстей. И горящая ими душа испепеляет себя сама. В этом, а не в лубочных картинках с чертями у кипящих котлов смысл адских мук.

3. Мытарства в житиях святых

3. Мытарства в житиях святых

Православные жития святых содержат многочисленные и подчас очень живые рассказы о том, как душа после смерти проходит через мытарства. Самое подробное описание моно найти в житии св. Василия Нового (26 марта), где приводится рассказ блаженной Феодоры ученику святого, Григорию, о том, что она проходила через мытарства. В этом рассказе упоминалось двадцать особых мытарств и сообщается, какие грехи проверяются на них. Епископ Игнатий довольно пространно излагает этот рассказ (т.3, стр. 151-158). Он не содержит ничего существенного, чего нельзя было бы найти в других православных источниках о мытарствах, поэтому здесь мы его опустим, чтобы процитировать рассказы из других источников, которые, хотя и являются менее подробными, но следуют той же канве событий. [рассказ Феодоры можно прочесть golden-ship.boom.ru /katalog/40day.htm]

В повести о воине Таксиоте («Жития святых», 28 марта) рассказывается, например, что он вернулся к жизни, проведя шесть часов в могиле, и поведал следующее: «Когда я умирал, то увидел некоторых эфиопов, стоящих предо мною; вид их был очень страшен, и душа моя смутилась. Потому я увидел двух юношей, очень красивых; душа моя устремилась к ним тотчас, как бы воздетая от земли. Мы стали подниматься к небу, встречая на пути мытарства, удерживающие душу всякого человека. Каждое истязало ее об особом грехе: одно обо лжи, другое о зависти, третье о гордости; так каждый грех в воздухе имеет своих испытателей. И вот я увидел в ковчеге, держимом Ангелами, все мои добрые дела, которые Ангелы сравнивали с моими злыми делами. Так мы миновали эти мытарства. Когда же мы, приближаясь к вратам небесным, пришли на мытарство блуда, страхи держали меня там и начали показывать все мои блудные плотские дела, совершенные мною с детства моего до смерти, и Ангелы, ведущие меня, сказали мне: «Все телесные грехи, которые содеял ты, находясь в городе. простил тебе Бог, так как ты покаялся в них». Но противные духи сказали мне: «Но когда ты ушел из города, ты на поле соблудил с женой земледельца твоего». Услыхав это, Ангелы не нашли доброго дела, которое можно было бы противопоставить греху тому, и оставив меня, ушли. Тогда злые духи, взяв меня, начали бить и свели затем вниз; земля расступилась, и я, будучи веден узкими входами через темные и смрадные скважины, сошел до самой глубины темниц адовых».

Владыка Игнатий цитирует также и другие случаи прохождения мытарств в житиях св. великомученика Евстратия (IV в., 13 декабря), св. Нифонта из Констанции Кипрской, который видел многие души, восходящие через мытарства (IVв., 23 декабря), св. Симеона, Христа ради юродивого, Эмесского (VI в., 21 июля), св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (VII в., Пролог на 19 декабря), св. Макария Великого (IV в., 19 января).

Епископ Игнатий не был знаком с многочисленными ранними православными западными источниками, которые никогда не переводились на греческий или русский и которые так изобилуют описаниями мытарств. Название «мытарства», как кажется, ограничивается восточными источниками, но описываемая в западных источниках реальность тождественна.

Например, св. Колумба, основатель островного монастыря Ионы в Шотландии († 597), много раз за свою жизнь видел в воздухе битвы демонов за души умерших. Св. Адамнан († 704) рассказывает об этом в написанном им житии Святого. Вот одни из случаев.

Однажды св. Колумба созвал своих монахов и сказал им: «Поможем молитвой монахам игумена Комгела, которые утопают в это час в Телячьем озере, ибо вот в этот момент они сражаются в воздухе против сил зла, тщащихся захватить душу чужестранца, которая утопает вместе с ними». Затем после молитвы он сказал: «Благодарите Христа, ибо сейчас святые Ангелы встретили эти святые души, освободили того чужестранца и с торжеством спасли его от воинствующих демонов».

Св. Бонифаций, англо-саксонский «апостол германцев» (VIII век), передает в одном из своих писем рассказ, услышанный в Уэнлоке из уст одного монаха, который умер и через несколько часов вернулся к жизни. Когда он вышел из тела, «его подхватили Ангелы такой чистой красоты, что он не смог смотреть на них… «Они понесли меня, — сказал он, — высоко в воздух»… Дальше он рассказал, что за то время, что он был вне тела, такое количество душ покинули свои тела и столпились в месте, где он находился, что ему казалось, что их больше, чем все население земли. Он также сказал, что там была толпа злых духов и славный хор вышних Ангелов. И он сказал, что злые духи и святые Ангелы вели ожесточенный спор за души, вышедшие из своих тел: демоны обвиняли их и усугубляли бремя их грехов, а Ангелы облегчали это бремя и приводили смягчающие обстоятельства.

Он услышал, как все его грехи, начиная с юности, которые он или не исповедал, или забыл, или не осознал как грехи, вопиют против него, каждый своим голосом, и со скорбью обвиняют его… Все, что он сделал за все дни своей жизни и отказался исповедать, и многое, что он не считал за грех, — все они теперь выкрикивали против него страшными словами. И таким же образом злые духи, перечисляя пороки, обвиняя и принося свидетельства, называя даже время и место, приносили доказательства его злых дел… И вот, свалив в кучу и исчислив все его грехи, эти древние враги объявили его виновным и неоспоримо подверженным их власти.

«С другой стороны, — сказал он, — маленькие, жалкие добродетели, которые я имел недостойно и несовершенно, говорили в мою защиту… И эти Ангельские духи в их безграничной любви защищали и поддерживали меня, а немного преувеличенные добродетели казались мне прекрасными и куда большими, чем когда-либо я мог явить своими собственными силами»» [Письма св. Бонифация, Octagon Books, New York, 1973, стр. 25-27].

Св. Бонифаций, англо-саксонский «апостол германцев» (VIII век), передает в одном из своих писем рассказ, услышанный в Уэнлоке из уст одного монаха, который умер и через несколько часов вернулся к жизни. Когда он вышел из тела, «его подхватили Ангелы такой чистой красоты, что он не смог смотреть на них… «Они понесли меня, — сказал он, — высоко в воздух»… Дальше он рассказал, что за то время, что он был вне тела, такое количество душ покинули свои тела и столпились в месте, где он находился, что ему казалось, что их больше, чем все население земли. Он также сказал, что там была толпа злых духов и славный хор вышних Ангелов. И он сказал, что злые духи и святые Ангелы вели ожесточенный спор за души, вышедшие из своих тел: демоны обвиняли их и усугубляли бремя их грехов, а Ангелы облегчали это бремя и приводили смягчающие обстоятельства.

Что происходит с душой после смерти — православный взгляд

Тема смерти и «иной» жизни непопулярна в современном обществе и редко обсуждается публично за пределами Церкви. Но чем старше и более сознательной становится личность, тем больше она нуждается в ответах на различные вопросы о посмертном существовании. Например, учение христианства о загробной жизни, что происходит с душой после смерти.

Уход души после смерти

Наверное, еще не скоро люди получат ответ на вопрос о том, куда попадает душа после смерти. Ведь она не прекращает жить, но находится уже в ином состоянии. Да и как можно указать на то место, которого не существует в нашем мире. Однако можно дать ответ на вопрос относительно того, к кому отправится душа умершего человека. Церковь утверждает, что она попадает к самому Господу и Его святым, там же она встречается со всеми близкими и родными, которые были любимы при жизни и ушли раньше.

Но не стоит называть мытарства платой Господу за все то, что человек совершал при жизни. Эффективнее это назвать признанием души того, что ее отягощало при жизни человека, того, чего он не мог почувствовать по каким-либо причинам. Каждый человек имеет возможность избежать этих мытарства. Об этом гласят строки из Евангелия. Там говорится о том, что нужно лишь верить в Бога, слушать Его слово и тогда Страшного суда удастся избежать.

Видит ли душа умершего человека своих близких

Считается, что душа человека после смерти не утрачивает своих чувств, таких как зрение, обоняние, осязание, голод. Наоборот, они становятся только сильнее. Ушедший из жизни, в течение 40 дней с момента смерти, может ходить в своем тонком теле по Земле, навещать своих родственников. Относительно этого, существуют некоторые приметы:

  • Чтобы не шокировать и без того испуганную душу, нельзя играть похоронную музыку во время процессии.
  • Пролитые напитки и рассыпанная случайно еда в доме умершего, указывают, что он сейчас находится рядом со своими родственниками.
  • Если родные испытывают скорбь, печаль, злость, агрессию и другие негативные эмоции, усопший будет страдать вместе с ними. Дух умершего будет видеть, как его родственники делят наследство, впадать из-за этого в уныние.
  • Согласно народным традициям, в доме, где недавно умер человек, завешивают все зеркала. Это делают для того, чтобы дух покойника не испугался глядя в отражение.

Трудно сказать, что именно происходит с душой человека после смерти, но многовековые похоронные обычаи и традиции сложились не зря, ведь это опыт, накопленный сотнями поколений.

Наличие бессмертной души признает как религиозный, так и научный подход. Существует множество свидетельств людей о загробном мире, которые пережили клиническую смерть. Ученые даже пытались взвесить тело покойного и определить, насколько оно полегчало, после того как из него вышел дух.

Ссылка на основную публикацию